Кто получает доходы от нефти. Нефтяные доходы России предлагают выдать на руки 

В начале осенней сессии Госдумы группа депутатов от КПРФ внесла законопроект о распределении в равных долях между большинством россиян части доходов бюджета, связанных с добычей полезных ископаемых. Инициатива вызвала много шума - и в рядах сторонников, и особенно противников. Партию обвинили и в популизме, и в раздаче денег «на халяву», и в поддержке тунеядства. Разбираемся в законопроекте и отвечаем на обвинения и вопросы.

Что предлагает КПРФ?

Мы предлагаем распределять часть доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых между гражданами России. Мы считаем, что право на получение своей доли имеет каждый гражданин Российской Федерации, который не менее девяти месяцев в году работал либо состоял на учете в службе занятости и не получал пособия по безработице, а также пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.

А как «у них»?

Практика распределения нефтяных доходов – не популизм, а норма для государств, заботящихся о своих гражданах. В ведущих нефтедобывающих странах, как правило, каждому человеку принадлежит доля в национальном богатстве. К примеру, в Кувейте в Фонд будущих поколений ежегодно перечисляется 10% от всех доходов, получаемых от продажи нефти и нефтепродуктов. Из этого фонда финансируются вклады на рождение ребенка, бонусы на свадьбу, кредиты на строительство жилья и многое другое. В Объединенных Арабских Эмиратах государством на каждого ребенка также открывается счет, и к 18 годам там набирается около 100 тысяч долларов США.

Свой фонд есть даже у американского штата Аляска. В прошлом году местные жители получили по 2072 доллара.

Материалы по теме

Мало того, больше западных стран, даже не имеющих значительных нефтегазовых доходов, готовы выплачивать своим гражданам некий базовый доход. Так, в Финляндии решено с 2017 года в течение двух лет платить по 560 евро в месяц двум тысячам совершеннолетних граждан, и, если эксперимент будет успешным, установить безусловный доход для всех граждан в размере 800 евро (при одновременном упразднении социальных пособий). То же можно сказать про экспериментальные выплаты в Германии и Нидерландах (в размере 1000 и 900 евро соответственно), а также в Канаде (сумма пока не определена).

Зачем раздавать деньги, если можно направить их на поддержку реального сектора экономики?

В стране кризис, экономика деградирует. Даже по официальным данным Росстата, число бедных в России увеличивается и сейчас составляет 22 миллиона человек. Рабочие места сокращаются, зарплаты снижаются, цены растут, покупательная способность населения падает. А если никто ничего не покупает, то и производство развиваться не будет. Разорвать этот порочный круг можно только увеличением покупательной способности. Наш законопроект направлен именно на это.

Не приведёт ли этот закон к развитию тунеядства и социального иждивенчества?

Я напомню в связи с этим слова заместителя председателя правительства Ольги Голодец: «К сожалению, наш рынок труда практически сегодня не легитимизован. В секторах, которые нам видны и понятны, занято всего 48 млн человек. Все остальные непонятно где заняты, чем заняты, как заняты».

Наш законопроект предлагает выплачивать деньги тем, кто работает официально.

Сколько планируете выплачивать?

Согласно законопроекту, за первый год после его принятия между россиянами должны быть распределены 20 процентов нефтяных доходов, за каждый последующий год – на два процента больше, чем в предыдущий. Таким образом, каждый гражданин, подходящий под критерии законопроекта, может получить в 2018 году около десяти тысяч рублей.

Где взять деньги?

Естественно, один из главных вопросов, которые нам задают: где взять деньги, которые компенсируют расходы федерального бюджета от направления гражданам части нефтяных доходов. Ответ на этот вопрос КПРФ предложила давно. В Думе лежат несколько законопроектов: о государственной монополии на ликероводочную и табачную продукцию, о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Борьба с коррупцией – это тоже непочатый край работ. Половина годового бюджета разворовывается – и это не я сказал, это сказал генеральный прокурор Юрий Чайка, выступая в Госдуме.

Ну а в дальнейшем положительное воздействие предлагаемого закона компенсирует расходы.

Настало время

Правительство дало отрицательное заключение на проект, заявив, что нефтяные деньги идут «на обеспечение всех функций государства». Таким образом, государство считает, что «право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Можно говорить много красивых слов о социальной ответственности государства и его заботе о своих гражданах, но минимальная зарплата ниже прожиточного минимума, сумма пособия на детей от полутора до трех лет 50 рублей в месяц и 22 миллиона человек за чертой бедности говорят сами за себя.

Считаю, что в России настало время сделать первый шаг к обществу социальной справедливости, приняв наш законопроект.

Валерий РАШКИН, депутат Госдумы.

Опубликовано в газете «Правда» 5 октября 2017 года, №110 (30607)

Законопроект о распределении между россиянами части доходов госбюджета от продажи нефти. 20 сентября документ был зарегистрирован в базе данных нижней палаты парламента и направлен председателю ГД Вячеславу Володину .

Депутаты предлагают за первый финансовый год после принятия закона распределить 20% нефтяных доходов. За каждый последующий год предлагается распределять на 2% больше. Коммунисты считают, что правительство обязано установить порядок получения доли физическим лицом.

Право на получение такого дохода КПРФ предлагает предоставить следующим категориям граждан:

Лицам, которые в текущем финансовом году проработали не менее 9 месяцев, либо состояли на учете в службе занятости и не получали в это время пособие по безработице;

Пенсионерам, трудовой стаж которых не менее пяти лет.

Правительство РФ оперативно дало отрицательное заключение на проект. Кабмин отметил, что нефтяные средства расходуются сейчас на обеспечение функций государства, охрану прав и свобод гражданина.

Все так, но зарубежный опыт показывает: там, где возможно, население действительно получает часть доходов от разработки недр на руки.

Так, среднестатистический житель Аляски (США) получает по $1000 в месяц только за то, что на территории штата добывают золото. Кроме того, на Аляске с 1970 года действует Сберегательный фонд для поддержки будущих поколений. Он формируется за счет 25% всех существующих источников доходов бюджета, так или иначе связанных с налогообложением добычи минеральных ископаемых. Фонд вкладывает эти деньги в прибыльные ценные бумаги, а затем часть дохода распределяет среди жителей. Один раз в год право на выплату получают те, кто прожил этот год на территории Аляски, не сидел в тюрьме и не совершил правонарушений. Размер выплаты колеблется в рамках $1000–2000.

Практика раздачи доходов от нефти существует, кроме того, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Кувейте и Саудовской Аравии. Новорожденному в ОАЭ детство обеспечивается суммой в $150 тысяч отчислений от продажи нефти. В Кувейте новорожденному государство открывает банковский счет в размере $3 тысяч, и предоставляет кувейтским гражданам беспроцентный кредит на сумму $220 тысяч для строительства жилья.

В России картина другая. Согласно закону «О недрах», «недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью».

Сегодня в России правом на пользование природной рентой обладают отдельные олигархи, и это ни в какие ворота не лезет, - отмечает один из авторов законопроекта, член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ Валерий Рашкин . - Это несправедливо, ненормально, неправильно. Причем, львиную долю из этих денег олигархи еще и вывозят за границу, чем прямо вредят российской экономике.

Есть еще момент. Экономика РФ продолжает стагнировать - несмотря на оптимистичные заверения премьера Дмитрия Медведева , что кризис позади. Кризис, я считаю, понемногу углубляется, и конца ему не видно - по крайней мере, при действующем правительстве.

Чтобы в такой ситуации поддержать экономику, дать толчок ее развитию, необходимо увеличить покупательную способность граждан РФ. Коммунисты, замечу, не первыми об этом говорят - об эффективности такого подхода свидетельствует обширная зарубежная практика.

Чтобы покупательную способность увеличить, людям нужно что-то дать. Учитывая, что по справедливости природные ресурсы в России должны принадлежать не единицам, а всем гражданам, мы и предложили механизм бюджетного перераспределения части природной ренты.

Получив на руки эти деньги, граждане пойдут в магазины покупать товары, предприятия получат оборотные средства, а экономика вздохнет свободнее.

«СП»: - Но в этом случае бюджет недополучит доходов, и финансирование госпрограмм окажется под угрозой. Разве нет?

Чтобы этого не случилось, мы внесли еще два законопроекта, которые, в случае их принятия, гарантированно покроют дефицит доходов. Мы предлагает, во-первых, национализировать производство ликеро-водочных и табачных изделий, во-вторых - ввести прогрессивную шкалу налогообложения. По расчетам наших экономистов, эти меры принесут в бюджет дополнительно минимум 4 трлн. рублей. Этого с лихвой хватит, чтобы компенсировать уменьшение поступлений от природной ренты.

В комплексе, я считаю, эти меры позволят сдвинуть ситуацию в экономике России с мертвой точки, и подтолкнут ее к выходу из кризиса.

Идея с распределением доходов от природной ренты глубоко популистская, - считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский . - В России нефтяные доходы напрямую поступают в федеральный бюджет в виде налогов с нефтегазовых компаний, различных сборов, таможенных пошлин. В дальнейшем эти средства перераспределяются по всем получателям - вне зависимости от того, принимают они участие в добыче природных ископаемых или нет.

Эти деньги идут на поддержание обороноспособности, в правоохранительную систему, на развитие образования и здравоохранения, социальные программы. В конце концов, эти деньги расходуются на выплаты пенсий через субсидии и трансферты федерального бюджета Пенсионному фонду.

«СП»: - Чем плоха другая система распределения - та, которую предлагают коммунисты?

Нефтегазовые доходы составляют, в среднем, треть от всех доходов федерального бюджета. То, что предлагают коммунисты, приведет к урезанию бюджетных доходов, и сразу поставит под угрозу выполнение необходимых стране программ, нужность которых признана обществом в целом.

С другой стороны, такие меры, я считаю, подталкивают население страны к следованию модели потребительского поведения. А это опасно. Сегодня, допустим, гражданин получает доход от нефтегазовой ренты в 10 тысяч рублей. А через год-другой, в связи с изменением конъюнктуры и внешних обстоятельств - например, ужесточения санкций, - эта сумма сократится до 5 тысяч.

И вот уже в обществе инициируется недовольство - и государством, и его политикой. А это очень быстро приведет даже не к нестабильности - к массовым волнениям, и к необходимости корректировать принцип перераспределения нефтегазовых доходов в сторону прежнего порядка. То есть порядка, который существует сейчас.

УДК 330.15

Экономическая целесообразность распределения нефтяной ренты

Аннотация. Распределение нефтяной ренты - вопрос сложный и неоднозначный, а потому является предметом многочисленных дискуссий. Главная цель при выборе способа распределения ренты - экономическая целесообразность. В статье рассматриваются понятие нефтяной ренты как частного вида природной ренты, механизм образования нефтяной ренты, а также предлагаются варианты ее распределения между государством и определенными категориями населения. Результатом такого распределения ренты будет улучшение социальных показателей уровня жизни в стране.

Ключевые слова: рента; природная рента; нефтяная рента; распределение ренты.

Abstract. The distribution of the oil rents is a complex and debatable question for today and this question is about a lot of discussions. The main goal in choosing the method of distribution of the rent is the economic feasibility of a distribution. The article is about the oil rent as a special kind of natural rent, the mechanism of the oil rent, and offers options for the distribution of the oil rent between the state and certain categories of the population. The result of the distribution of rents will improve the social living standards in the country.

Keywords: rent; economic rent for natural resources; rent for oil; distribution of rent.

Силпагар Э.Ю.,

студентка

Финансового университета * [email protected]

Сомнений в том, что российская экономика - сырьевая и во многом основана на развитии нефтяного сектора, ни у кого нет. Нефтегазовая промышленность -главный источник доходов российской экономики . Сомнения возникают относительно правильности распределения и расходования доходов, полученных от использования природных ресурсов, а именно появляются вопросы по поводу эффективности распределения природной ренты (в статье речь пойдет о ее разновидности - нефтяной ренте), возникающей в результате добычи и использования нефтяных ресурсов страны. Часть экспертов высказываются за необходимость полного контроля нефтяной

ренты государством. Другие придерживаются точки зрения, согласно которой нефтяная рента подлежит распределению между государством и нефтяными компаниями. Третьи настойчиво говорят о необходимости передачи части нефтяной ренты российским гражданам, ссылаясь на успешный многолетний опыт других нефтедобывающих стран.

Таким образом, проблема является сложной, комплексной, и для ее решения необходимо учитывать не только саму возможность нескольких вариантов распределения нефтяной ренты, но и такие аспекты, как налогообложение нефтедобычи, управление рентными доходами, цели, на которые в конечном итоге должны быть направлены рентные доходы и некоторые другие.

Для начала стоит определиться с понятием природной ренты и нефтяной ренты в частности. Весь доход, который получает производитель ресурса (цена продажи ресурса или валовый доход производителя), состоит из двух частей: нормальный доход и рентный доход . Нормальный доход - это сумма всех затрат, которые понес про-

Научный руководитель: Севрук М.А., доктор экономических наук, профессор кафедры «Макроэкономическое регулирование».

изводитель при добыче ресурса, издержек по его доставке на целевой рынок и нормальной прибыли. Рентный доход - это разница между валовым доходом и нормальным доходом. Другими словами, рентный доход - это вознаграждение, которое получается в результате обладания определенным ресурсом. Рентный доход становится возможным из-за существующего неравномерного распределения природных ресурсов между странами.

Согласно определению рента - это разница между ценой и нормальным доходом, который в этом случае складывается из трех составляющих: операционных затрат на добычу нефти, маржи и транспортных расходов

Рассмотрим систему создания, распределения и использования нефтяных доходов в России.

Создание и распределение нефтяных доходов происходит в результате добычи нефти и ее поставки на внутренний или внешний рынок. Основой для генерации нефтяной ренты служит цена на нефть, которая должна состоять из двух общих составляющих: нормального дохода (который должен быть достаточным для покрытия всех издержек по добыче и поставке нефти на рынок и маржи) и собственно нефтяной ренты.

Цена на нефть на внутреннем рынке в самом общем виде складывается из следующих составляющих :

Операционные затраты на добычу нефти;

Маржа (прибыль);

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

Транспортные расходы.

Прибавив к этому перечню сумму экспортной пошлины, мы получим цену нефти на внешнем рынке.

Согласно определению рента - это разница между ценой и нормальным доходом, который в этом случае складывается из трех составляющих: операционных затрат на добычу нефти, маржи и транспортных расходов. Иначе говоря, согласно этой схеме, рентный доход равен сумме НДПИ и экспортной пошлины. В российской экономике оба эти платежа (НДПИ и экспортная пошлина)

полностью изымаются государством. Однако на практике это еще не весь объем ренты.

На этом этапе рассмотрим точку зрения, согласно которой рентными доходами от нефтяной отрасли должно полностью распоряжаться государство. Государство получает нефтяную ренту в сумме НДПИ и экспортные пошлины (при поставке нефти на внешний рынок), которые идут на формирование федерального бюджета, а после расходуются на государственные нужды. Интересным является опыт Норвегии, где нефтяная рента также изымается государством, а после идет на реализацию социальных программ и в Фонд Всеобщего Благоденствия. Это обуславливается тем, что нефть в Норвегии объявлена достоянием народа, как и прочие природные ресурсы. При этом у каждого норвежца есть личный счет, на который поступает часть нефтяных доходов, т.е. определенная часть нефтяной ренты распределяется между гражданами и является еще одним источником их личного дохода, помимо основного.

В России ситуация обстоит несколько иначе: нефтяная рента не полностью поступает в распоряжение государства. Чтобы понять это, необходимо вернуться к структуре образования цены на нефть. Мы уже определились, что рента представлена в виде НДПИ и экспортной пошлины. Если рассматривать движение нефти дальше, то стоит заметить, что после продажи нефти компания получает выручку и, как правило, прибыль. С этой прибыли компания уплачивает налог на прибыль, который также попадает в распоряжение государства, однако не стоит путать его с рентой. Налог на прибыль, уплаченный нефтяными компаниями, не включается в величину рентного дохода. Поскольку налог на прибыль - это налог на деятельность компании, и никак не связан с нефтяными ресурсами.

Но необходимо учитывать, что нефтяные компании пользуются рядом налоговых льгот. Это позволяет сделать вывод: в России нефтяная рента распределяется между государством и нефтяными компаниями. Возникает вопрос, почему часть ренты не распределяется между гражданами России, как это происходит в Норвегии?

Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо подсчитать, насколько эффективным и целесообразным будет такое распределение. Какой доход будет получать гражданин России от

нефтяных доходов страны и будет ли этот доход 100 % выручки от реализации одного барре-

положительным? Постараемся это выяснить. ля нефти распределяются следующим образом:

Допустим, средняя цена за один баррель не- 30 % - себестоимость добычи 1 барреля нефти;

фти 50 долл. США (или 3250 руб. при курсе дол- 56,93 % - налог на добычу полезных ископаемых

лара 65 руб.). Эти 50 долл. США (3250 руб.) и со- и экспортная пошлина (вместе составляют вели-

ставляют выручку нефтяных компаний . чину нефтяной ренты); 2,61% - налог на прибыль

Средняя себестоимость 1 барреля нефти (не включается в величину нефтяной ренты) и

составляет 15 долл. США (975 руб.), или же 10,46 % - чистая прибыль нефтяной компании.

30 % от выручки. НДПИ в среднем составля- Существующая сегодня система налогообло-

ет 902,3 руб./баррель (13,88 долл. США), или жения обеспечивает не только развитие нефте-

27,76 % от выручки. добывающей отрасли страны, но и достаточно

Помимо НДПИ нефтяная компания платит еще справедливое распределение доходов. С каж-

и экспортную пошлину . Ее состав и методика дого барреля нефти в бюджет в виде нефтя-

расчета приводятся в Законе «О таможенном та- ной ренты поступает 56,93% выручки, то есть

рифе». По приблизительным расчетам с 50 долл. 1850,23 руб.

США надо заплатить 14,59 долл. США (948,2 руб.), Такие цифры получаются при допущении про-

или 29,17% от выручки. Также подлежит уплате дажи одного барреля нефти, тогда как на самом

в бюджет и налог на прибыль в размере 20% от деле объемы продажи нефти намного больше. За

прибыли (однако, как было отмечено ранее, в не- первый квартал 2015 г. и только общая экспор-

фтяную ренту эта величина не входит). тная выручка составила около 22,7 млрд долл.

Если из выручки вычесть себестоимость, США, не считая продаж на внутреннем рынке.

НДПИ, экспортную пошлину и налог на прибыль, Это значит, что сумма нефтяной ренты, получен-

то получается прибыль (424,5 руб.). ная государством в виде налогов и экспортных

На выходе мы получаем реальную структуру пошлин, составила порядка 12,92 млрд долл.

выручки нефтяных компаний (см. рисунок). США или 839,8 млрд руб.

Структура выручки от продажи 1 барреля нефти, %

Допустим, что эта рента будет распределена между государством и гражданами в соотношении 1:1, т.е. граждане России будут получать половину всего рентного дохода. Тогда часть нефтяной ренты, доля всех граждан России, составит 419,9 млрд руб. (на долю одного человека придется около 2871 руб. в год при населении 146 267 288 человек ). Поскольку доходы от нефтяной ренты поступают на банковские счета граждан, то часть этих доходов ежегодно будет уходить на открытие (при рождении ребенка) и обслуживание расчетного счета. В среднем расходы на такие расчетные счета будут составлять 1320 руб.1, а доход на одного человека составит 1551 руб. при условии, что этот доход не будет облагаться налогом. В противном случае, если применить ставку налогообложения дивидендов в размере 9%, получается чистый доход на одного человека в размере 1411,41 рублей в год (21,7 долл. США в год), который не сопоставим с тем доходом, который получают граждане Норвегии или Объединенных Арабских Эмиратов (около 5600 долл. США в год).

При сравнении рентного дохода и среднемесячной заработной платы получим, что рентный доход составляет всего лишь 0,35% среднемесячной заработной платы (при условии, что он в месяц равен 117,6 руб. (1411,41:12=117,6) при среднемесячной заработной плате в 2015 г. -33 240 руб. ), т.е. рентный доход при таком распределении несущественен и практически не ощутим.

Основная причина такой разницы в величине дохода от нефтяной ренты на одного человека заключается в большой разнице численности населения стран (более 146 млн человек в России, около 5 млн человек в Норвегии, около 6 млн человек в ОАЭ). Таким образом, срабатывает из-

вестный закон математики: чем больше едоков, тем меньший по размеру кусок пирога получит каждый.

Распределение нефтяной ренты между государством и гражданами не принесет того эффекта, который ожидают россияне, сравнивая Россию с другими нефтедобывающими странами. Единственным очевидным результатом будет неэффективное перераспределение денег, которые можно централизовано использовать на общесоциальные или общеэкономические цели государства и его граждан, например, на финансирование социальных программ или программ развития определенных секторов экономики.

Возможен и другой вариант распределения нефтяной ренты. Она может быть поделена между государством и той частью граждан, которые проживают в регионах добычи, например, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. При таком распределении получим следующие результаты табл. 1.

Из таблицы видно, что размер нефтяной ренты для ХМАО и ЯНАО в расчете на одного человека в год значительно превышает величину нефтяной ренты на одного человека в год, рассчитанную в разрезе всего населения России, в абсолютном выражении. Однако средняя заработная плата в ХМАО и ЯНАО отличается от средней заработной платы по России и составляет 67 459,95 руб. (ХМАО - 61 706,6 руб., ЯНАО - 73 213,3 руб.). В этом случае поступления от нефтяной ренты составят 21,8% от среднемесячной заработной платы в ХМАО и ЯНАО (при условии, что рентный доход в месяц равен 176 234,91:12 = = 14 686,24 руб., а среднемесячная заработная плата в ХМАО и ЯНАО - 67 459,95 рублей).

Такое распределение выглядит более целесообразным, но неизбежно возникает другой

Таблица 1

Общая численность населения ХМАО и ЯНАО, чел. Поступления от нефтяной ренты

2 152 061 195 115,23 176 234,91

Таблица 2

Распределение нефтяной ренты между населением ХМАО, ЯНАО и государством

Общая численность пенсионеров и безработных, чел. Поступления от нефтяной ренты

До налогообложения и расходов на расчетный счет на 1 человека в год, руб. Чистый доход на 1 человека в год, руб.

45 623 000 9 203,69 7 055,36

вопрос - насколько такое распределение будет справедливым в отношении других граждан России? Ведь нефтяные ресурсы принадлежат стране в целом, а не отдельному ее субъекту. К тому же часть нефтяной ренты (часть налога на прибыль) уходит в бюджет субъекта, а значит, как правило, расходуется на нужды субъекта, то есть часть нефтяной ренты косвенно доходит до жителей ХМАО и ЯНАО.

Возможен еще один вариант распределения нефтяной ренты, когда она делится между теми категориями граждан, которые действительно в ней нуждаются в определенный период времени. Такое распределение будет более эффективным и, что не менее важно, социально обоснованным.

Распределяя нефтяную ренту между такими категориями граждан, как пенсионеры (в том числе по старости, инвалидности, потерявшие кормильца и некоторые другие) и временно безработные, государство будет оказывать им необходимую материальную поддержку, что позволит повысить уровень жизни.

По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2015 г. пенсионеров в России 41 456 тыс. человек , а безработных -4 167 тыс. человек . При распределении нефтяной ренты между ними каждый из этих категорий граждан получит 7055 руб. в год (табл. 2).

При таком распределении поступления от нефтяной ренты составят 5,03 % от среднего размера назначенных пенсий по России (при условии,что рентный доход в месяц равен 7055,36:12=587,95 рублей, а средний размер назначенных пенсий - 11 679,1 ).

Для рассматриваемых категорий граждан дополнительные доходы в виде доли нефтяной ренты будут ощутимы, распределение нефтяной ренты станет более эффективным и позволит поднять общий уровень жизни населения.

Таким образом, наиболее экономически целесообразным будет именно последний вариант распределения нефтяной ренты - между государством и определенными категориями населения (пенсионеры, в том числе по старости, инвалидности, потерявшие кормильца, и некоторые другие), временно безработные.

Литература

1. Анализ функционирования института нефтегазовых фондов в России. Шипулина И.А. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 27-35.

2. Распределение нефтяной природной ренты в российской экономике в поисках оптимума. Хомутов И. // Семинар «Экономическая политика в условиях переходного периода», Москва, НИУ ВШЭ, 2015.

3. The components of the oil price. Laplesh A.R., Pyalchen-kov V.A. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 3. С. 45-48.

4. Будем нефть делить по-новому. [Электронный ресурс]. URL: http://rusplt.ru/society/budem-neft-delit-ponovomu-19048.html (дата обращения: 30.11.2015).

5. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015).

6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.11.2015).

7. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_02/Main. htm (дата обращения: 06.12.2015).

8. Россия в цифрах, 2015 г. [ Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm (дата обращения: 30.11.2015).

9. Срочная информация Росстата по актуальным вопросам. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2015 года. [ Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW. exe/Stg/ d05/36.htm (дата обращения: 30.11.2015).

Норвегия с населением 4,5 млн. человек занимает территорию около 323 тыс. км3, это равно 7 стран как Эстония, но, как говорят в народе, мал золотник, да дорог.

Норвегия - страна, где никто не ездит с охраной, нет мигалок, нет коррупции, где в королевском дворце в Бергене ставят ночные оперы, а летом на улицах идут спектакли, король, который назначает и снимает министров (в правительстве 7 министров и один премьер-министр) и предоставляет парк перед дворцом для всех желающих, попросив только отгородить прозрачной сеткой небольшое место для своих уединенных прогулок.

Норвежцы руководствуются чувством равенства. Такой подход является причиной и следствием использования экономических рычагов власти государства.

Еще в начале ХХ века Норвегия представляла «рыболовецкую провинцию» с развитым судостроением, достигшим высокого технологического уровня. Открытие в декабре 1969 года (одновременно с Россией) первого нефтяного месторождения «Экофиск» полностью изменило ситуацию.

" На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов.

Нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. Деньги от нефтяных доходов идут на социальные программы и Фонд Всеобщего Благоденствия. И Норвегия постепенно стала превращаться в одну из богатейших стран мира, где ВВП на душу населения достигает 40 тыс. долларов. За 30 лет доход Норвегии составил 454,5 млрд.долларов.

Сегодня нефтегазовая промышленность дает 20% ВВП Норвегии. В Северном и Норвежском морях эксплуатируется 60 месторождений нефти и газа, и на очереди еще 136. Доля доходов от экспорта нефти и газа в общих от экспорта доходов составляет 45 %.

На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На сегодняшний день эти отчисления составляют более 100 000 долларов у каждого норвежца. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль.

" Государственные субсидии обеспечивают высокий уровень медобслуживания (операции, лечение в больницах бесплатное).

Медучреждения в Норвегии преимущественно государственные или муниципальные, а государственные субсидии на них обеспечивают высокий уровень медобслуживания (операции, лечение в больницах бесплатное). И никаких особых больниц.

Если вчера король Харальд V лежал в палате больницы (скрепя сердце главврач разрешил полицейскому дежурить у двери, а то пациенты замучили короля автографами), то сегодня там лежит обычный работяга.

Королю достаточно того, чем пользуются подданные. Просто потому, что этого достаточно. В стране действует мощнейшая социальная структура медобслуживания старшего поколения (сиделки, медики, дома престарелых). Дома престарелых представляют собой на одного человека однокомнатную квартиру или коттедж, у каждого пациента пояс с кнопкой для вызова медсестры, которая появляется мгновенно. Существуют Общества больных, которые следят за качеством лечения.

Образование бесплатное. В Норвегии самый высокий в мире уровень затрат на обучение учащегося. Школьная система действует с активным участием родителей в обучении детей: школы рекомендуют, родители решают, что является лучшим предложением для учеников (с 7 лет дети идут в 1 класс, обучение 9 лет, дальнейшее обучение добровольное с 16 до 19 лет), в школах дается серьезное преподавание информатике и английскому языку, (все норвежцы прекрасно знают английский язык), формируют гуманистическое мировоззрение ненасилия, толерантность, любовь к природе, трудолюбие. А трудолюбия норвежцам не занимать. Многие норвежцы, работая по специальности, занимаются рыболовством или содержат семейную ферму.

Сельское хозяйство является в Норвегии высокоразвитым и ориентировано на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания за счет семейных ферм. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребность населения страны в мясе и молочных продуктах. Основная доля овощей и фруктов выращивается в таком количестве, что даже позволяет поставлять черешню и клубнику в Западную Европу (и это при том, что 200 000 фермерских хозяйств обрабатывает 3% земли).

" Отчисления в Нефтяной фонд осуществляются при высоком материальном уровне населения и предоставления государством своим гражданам больших социальных благ

С целью сглаживания колебаний доходов от продажи нефти и газа и главное для финансирования растущих расходов по выплате пенсий по старости и инвалидности в Норвегии был создан Государственный нефтяной фонд (NGPF).

Компенсируя снижение запасов нефти и газа финансовой активностью NGPF, правительство снижает зависимость экономики страны от экспорта сырья. Государственный нефтяной фонд Норвегии функционирует в долгосрочном плане как сберегательный фонд, а в краткосрочном - как стабилизационный.

Отчисления в Нефтяной фонд осуществляются при высоком материальном уровне населения и предоставления государством своим гражданам больших социальных благ: прежде чем заботиться о будущих поколениях, необходимо создать достойные условия ныне живущим .

В Норвегии все доходы стекаются в бюджет. И только потом принимают решение о переводе части денег на счет, причем только в том случае, если бюджет государства сводится с профицитом: сумма отчислений ежегодно определяется в процессе утверждения бюджета парламентом. Максимальное годовое перечисление средств бюджета достигает 6% ВВП.

Формально норвежский Государственный нефтяной фонд представляет собой счет в норвежских кронах в банке Norges Bank, принадлежащий правительству страны. Согласно законодательству Норвегии Norges Bank может инвестировать средства только в иностранные ценные бумаги, их тип и то, в какие стран можно вкладывать деньги определяет правительство страны.

" Самая демократичная монархия в мире поставила закон выше всего, выше религии и традиций. Беспрекословное подчинение закону начиная с первого лица страны - короля.

Норвегия не вступила в ЕС, так пожелал народ, не захотевший быть причесанным под общую гребенку, выйдя с плакатами на демонстрации против ЕС, но в стране действует шенгенское соглашение, так что границу со Швецией вы можете и не заметить: только изменится цвет флага и будет другая разметка на дорогах.

Самая демократичная монархия в мире поставила закон выше всего, выше религии и традиций. Беспрекословное подчинение закону начиная с первого лица страны - короля. В Норвегии каждый должен следовать норвежскому закону, это касается и иностранцев, несмотря на то, что он может идти вразрез с привычной для вас традицией.

Порядок и организованность является стилем жизни норвежцев. Все работает четко: общественный транспорт, скорая помощь, промышленность, сервис (историки утверждают, что главным залогом успехов в походах викингов была их организованность). Здесь нет нуворишей и олигархов, скупающих замки и яхты по всему миру - норвежцам этого не надо, что бы утверждать себя, им не свойственно стяжательство.

Четыре года подряд ООН ставит Норвегию на первые места в мире по «человеческому развитию».

Рабочий день длится 7,5 часов с 8 до 15.30 . Адвокат получает 400 000крон в год, уборщица 220 000 крон (1 крона - 4,5 руб).

Осуществляется строгий контроль государства за жилищным строительством. Большая часть ссуд предоставляется государственным жилищным банком, а строительство осуществляется компаниями с кооперативной формой собственности.

" Социальное обеспечение в Норвегии поражает воображение.

Из-за особенностей климата и рельефа строительство обходится дорого, тем не менее, соотношение между числом проживающих и количеством комнат довольно высокое. На жилье, состоящее из 4 комнат площадью 103,5 м3, приходится 3 человека. Примерно 80,3% жилого фонда принадлежит проживающим в нем физическим лицам. Стоимость 3-х комнатной квартиры составляет 50-300 тыс. долларов.

Как правило, в семье работает только один из супругов, другой занимается духовными поисками, самосовершенствованием и воспитанием детей. Время от времени они меняются ролями.

Социальное обеспечение в Норвегии поражает воображение. Действующее законодательство предписывает выплату «семейных надбавок» к зарплате с учетом количества детей.

Все норвежцы, включая домохозяек, по достижению 65 лет получают основную пенсию. Дополнительная пенсия зависит от доходов и трудового стажа. Средняя продолжительность жизни норвежцев 79-81 лет. Средний размер пенсии соответствует 2/3 заработка. Государство гарантирует всем гражданам, включая домохозяек, право на 4-недельный оплачиваемый отпуск. Кроме того семьи получают пособие в размере 1620 долларов в год на каждого ребенка моложе 17 лет.

" В Норвегии самый низкий процент безработицы -1% и самые высокие пособия от 800-1500 евро (при полной оплате государством безработным жилищно-коммунальных услуг, транспорта).

Каждые 10 лет все трудящиеся имеют право на годовой отпуск с сохранением полной заработной платы для обучения в целях повышения квалификации.

В Норвегии самый низкий процент безработицы -1% и самые высокие пособия от 800-1500 евро (при полной оплате государством безработным жилищно-коммунальных услуг, транспорта).

К сожалению этим пользуются приезжающие по найму на работу, перестают работать, садясь на шею органам социальной защиты: целыми днями пьют, жалуются на скуку и во вторник встают в очередь деклассированных элементов на получение сумок с продуктами, причем первоклассных: банок кофе, мяса, рыбы, чая, печенья, овощей, которые организует «Голубой крест», запасаясь на неделю, кроме того, каждый вечер, все магазины перед закрытием снимают все продукты с витрин, завертывают их в полиэтиленовые пакеты и не закрывая мусорные баки на ключ укладывают все продукты в бак, чем и пользуются обленившиеся приезжие работники...

То, что Норвегию практически не затронул тяжелейший со времен Великой Депрессии кризис, объясняется в первую очередь ее особой моделью экономического развития: основа которой - главная роль в экономике страны принадлежит государству.

" В отличие от России, норвежцы исходят из того, что природные ресурсы, нефти и газ - это не достояние отдельных лиц, отдельных компаний, а всего общества, и от их разумного использования зависит будущее страны.

Именно государственные структуры контролируют топливно-энергетический комплекс, который сделал Норвегию самой процветающей страной.

В отличие от России, норвежцы исходят из того, что природные ресурсы, нефти и газ - это не достояние отдельных лиц, отдельных компаний, а всего общества, и от их разумного использования зависит будущее страны.

Это проявляется в том, что разведка и добыча нефти находится под контролем государства, а с частных, иностранных компаний берутся огромные проценты (80%) в доход государства. Занимая 3 место в мире по экспорту нефти сразу после Саудовской Аравии и России, Норвегия сегодня мощная нефтяная держава, является 7 производителем нефти в мире.

Для увеличения Нефтяного фонда, средства вкладываются в государственные ценные бумаги развитых стран: 50-60% в Европу, 20-40% в США, 10-30% в Азию и Океанию. Только по итогам одного года дивиденды по этим ценным бумагам и проценты по вкладам превысили 3 млрд. долларов.
Доходы от деятельности нефтяной и газовой промышленности инвестируются в государственный пенсионный фонд на благо будущих поколений.

Через фонд производится долгосрочное размещение средств, он является ресурсом для надежных компаний всего мира. Открытость занимает центральное место в деятельности фонда. Каждый норвежец легко может получить информацию о том, в какие именно иностранные акции и облигации вложены деньги Государственного пенсионного фонда.

Казалось бы, подсчитывайте дивиденды, но нет, норвежцы решили, что их фонд будет ориентироваться на «этические» инвестиции, и для этого организовали в сентябре 2005 года при фонде специальный совет по этике. И пригласили поработать в нем профессионального философа Хенрика Сиза.

"

На счет кого-либо из россиян, правительством не положено ни одного рубля. Ни во времена Гайдара, ни во время Путина. Вопрос - почему правительство Гайдара, а затем и Путина, до сих пор не открыло индивидуальные лицевые счета каждому россиянину?

Как признался сам 40-летний профессор, он тогда не мог отличить акции от облигации. Но от него никто и не требовал знание биржевых тонкостей - для этого хватало специалистов. Его функции заключались в том, чтобы помочь ориентировать инвестирование денег фонда в те компании, которые не связаны с производством оружия массового поражения или другими антигуманными действиями. «Мы не хотим пенсий, которые базируются на кровавых деньгах» - заявляют управляющие Государственного Пенсионного фонда.

Так из-за несоблюдения гуманного отношения к природе и людям, фондом были проданы акции российской компании «Норильский никель». В Норвегии принят «Этический кодекс» для политики инвестирования нефтяного фонда, который исключает из возможного инвестирования те компании, которые нарушают права человека, причиняют вред окружающей среде, основным принципам гуманизма.

Норвежцы тщательно берегут все природные сокровища, следят за чистотой воздуха и воды (Норвегии приходится выделять для России огромные суммы на подъем старых затопленных подлодок и их захоронение, а также оплачивать правильное хранение ядерных отходов на Кольском полуострове).

Долгосрочной целью государственной политики в Норвегии является превращение страны в государство-рантье, чтобы обеспечить будущим поколениям возможность воспользоваться преимуществом, связанным с нынешним нефтяными богатствами страны. Поэтому Нефтяной фонд называют также «Фондом поколений».

Россия, по примеру Норвегии, создала Стабилизационный фонд, руководство России многократно заявляло об «инвестициях в человека», но, видимо, задачи в действительности, были другие.

На счет кого-либо из россиян, правительством не положено ни одного рубля. Ни во времена Гайдара, ни во время Путина. Вопрос - почему правительство Гайдара, а затем и Путина, до сих пор не открыло индивидуальные лицевые счета каждому россиянину? Вопрос виснет в воздухе.

Поэтому пока мы не изменимся, пока мы очень сильно и осознанно не захотим избавиться от позорной российской бедности, мир вокруг нас не изменится. Потомки викингов изменили себя и сделали свою любимую страну процветающей.

В преддверии главных выборов страны появляются интересные новости из мира парламента и правительства. Представители системной оппозиции от КПРФ предложили отдавать доходы от природных ресурсов населению. Предложение не новое, частенько витает в воздухе по типу "все раздать и поделить".

Только кому это больше принесёт пользы и принесет ли вообще?

С одной стороны, говорят, что доходы от нефтянки итак идут на благо народа. Пример тому условно бесплатная соц программа государства, оборонка, развитие регионов, пенсии. Но тут сразу скажут, что много чего из социалки недостаточно качественное и все равно платное, а вот как раз из таких денег люди бы и оплачивали свои расходы на медицину, образование и т.п. и пусть бы они не были номинально бесплатными.

Пример номер два. На севере и в удалённых уголках нашей родины есть масса исчезающих коренных народов. Им по статусу малых народов и хозяев земли местной, справедливо платят из гос бюджета деньги. Где-то даже неплохие и достойные. В связи с чем большая масса деградирует спивается и заметно редеет. Так как работать не надо. Не будет ли такого с гражданами, которым будут деньгами, а не благами платить за богатства родины?

Можно с разных сторон подходить и разбирать эту тему. Много плюсов и как не странно минусов.

Депутаты от КПРФ 20 сентября 2017 года внесли в Госдуму законопроект о распределении между гражданами России части доходов бюджета от платежей, поступивших от добычи полезных ископаемых. Документ опубликован в базе данных Госдумы.

Проект в первую очередь касается официально работающих россиян и пенсионеров. Согласно предложению депутатов, за первый финансовый год уполномоченные органы должны будут распределить 20% доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых от пользователей недр. В эту сумму войдут также налоги и сборы.

Предполагается, что за каждый последующий год будет распределяться на 2% больше, чем за предыдущий. Правительство России, в свою очередь, должно установить порядок получения гражданином доли.

В документе также определены категории лиц, которые имеют право на получение таких доходов. Согласно проекту, на долю могут претендовать люди, которые в текущем финансовом году работали не менее девяти месяцев с занесением этого периода в трудовой стаж. На выплаты могут рассчитывать также россияне, состоявшие на учете в центре занятости, но не получавшие пособие по безработице. Кроме того, долю могут получить пенсионеры, имеющие "не менее пяти лет трудового стажа".

Правительство против

Документ получил отрицательное заключение от правительства, так как изменения выходят за рамки предмета правового регулирования закона о недрах, в который они вносятся. В кабинете министров напомнили, что распределение доходов федерального бюджета относится к регулированию бюджетного законодательства.

Кроме того, часть средств, полученных от платежей за пользование природными ресурсами, расходуется на обеспечение функций государства, таких, как охрана прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и ФНБ.

"Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами", — говорится в заключении правительства.

Рост доходов в бюджет

В июне Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон о федеральном бюджете России на 2017 год, заложив в главный финансовый документ страны более позитивные показатели.

В первую очередь это касается ВВП в объеме 92,9 триллиона рублей, что превышает предыдущие прогнозы почти на шесть триллионов.
Планируемые доходы казны, согласно документу, вырастут на 1,191 триллиона рублей и составят 14,679 триллиона.

Дополнительный триллион рублей в бюджет принесет более высокая, чем прогнозировалось, цена на нефть, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

Ожидается, что доходы бюджета будут выше и за счет роста экономики: в ведомстве предполагают, что в 2017 году рост российского ВВП составит не 0,6%, как прогнозировали ранее, а 2%.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов прокомментировал эту инициативу. По его словам, подобные мифы в обществе существуют ни одно десятилетие.

"Деньги, которые тратит государство - это все нефтегазовые деньги. Формируется миф, что до нас эти средства не доходят. Если их распределить между людьми, то придется сделать платными все расходы - на образование, на медицину", - пояснил эксперт.

Давайте взгянем на зарубежный опыт:

В Норвегии нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. Деньги от нефтяных доходов идут на социальные программы и Фонд Всеобщего Благоденствия. И Норвегия постепенно стала превращаться в одну из богатейших стран мира, где ВВП на душу населения достигает 40 тыс. долларов. За 30 лет доход Норвегии составил 454,5 млрд.долларов.

На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На сегодняшний день эти отчисления составляют более 100 000 долларов у каждого норвежца. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль.

Четыре года подряд ООН ставит Норвегию на первые места в мире по «человеческому развитию».
В отличие от России, норвежцы исходят из того, что природные ресурсы, нефти и газ - это не достояние отдельных лиц, отдельных компаний, а всего общества, и от их разумного использования зависит будущее страны.

Арабские страны также не отстают от своего европейского коллеги. К примеру, в ОАЭ государством на каждого гражданина открывается счет, и к совершеннолетию он имеет на нем около ста тысяч долларов. Кроме того, каждый гражданин этой страны имеет право выбрать для обучения любой университет мира, и государство оплатит все расходы. В Кувейте счет открывают всего на три тысячи долларов, зато здесь можно получить беспроцентный кредит на сумму 220 тыс. долл. для строительства жилья, а домохозяйкам и несовершеннолетним государство платит неплохие “зарплаты”.

В Саудовской Аравии действуют по той же схеме, плюс здесь существуют совершенно бесплатные медицина и образование, которые, благодаря щедрому финансированию, поднялись на довольно высокий уровень.

По данным газеты «Финансовые известия» от 16 декабря 2010 г., Россия занимает седьмое место в мире по доказанным запасам нефти, которые оцениваются более чем в 74 миллиарда баррелей (примерно 10 млрд тонн). Согласно документам, подготовленным к заседанию Совета безопасности РФ, запасы российской нефти выработаны более чем на 50 %, а текущий уровень добычи (около 500 млн т нефти в год) может продержаться в течение 20-30 лет, периодически увеличиваясь за счет ввода новых проектов и снижаясь из-за истощения старых месторождений.

Судить об объективности этих цифр сложно, так как согласно статье 5, пункту 2 закона РФ N5485-1 «О государственной тайне» от 21.07.1993 г., государственную тайну составляют сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ, в том числе о балансовых запасах нефти и растворенного в ней газа.

А теперь еще объемы добычи на 1 человека сравним, для полноты картины.

Например:

Кувейт
Добыча - 2858,7 тыс. баррелей / день
Жителей - 3,2 млн
Итого на человека - 0,9 барреля в день

Россия
Добыча - 10111,7 тыс. баррелей / день
Жителей - 146,8 млн
Итого на человека - 0,07 барреля в день
Разница в 12,8 раза.

А как вы считаете, имеет место обсуждение именно такого распределения доходов от природных ресурсов именно в нашей стране?

Источники: