Государственные символы республики казахстан версия для печати. Государственные символы рк Год принятия государственных символов рк

Актюбинская область,

г.Шалкар средняя школа № 5

учитель истории Әбдіғапарова Әлия Пауединқызы

«Государственные символы Казахстана»

Класс:5 (1 час)

Цель : Изучить государственные символы РК, историю их возникновения.

Задачи :

Образовательная: Сформировать понимание содержания государственной атрибутики.

Воспитательная : Воспитать у учащихся уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Развивающая : Развивать познавательный интерес. Расширить кругозор в области государственной символики.

Тип урока : Урок изучения нового учебного материала.

Метод обучения : Словесный, наглядный, практический, частично- поисковый, интерактивный.

Формы обучения : Групповая

Наглядность и оборудование : Слайды, презентации работ учащихся.

Ход урока.

    Организационный момент: проверка готовности к уроку. Деление класса на 3 группы.

    Новый материал в виде презентации. На слайдах статьи Конституции Республики Казахстан.

Задание: Прочитайте и прокомментируете содержание слайдов по группам и определите тему урока.

1 группа: Статья 9

Республика Казахстан имеет государственные символы - Флаг, Герб и Гимн.

2 группа: Статья 34

1.Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

2.Каждый обязан уважать государственные символы Республики Казахстан.

3 группа: Статья 15

Использование Государственного Герба Республики Казахстан и его изображения, а также исполнение Государственного Гимна Республики Казахстан и использование его текста с нарушением требований настоящего Конституционного закона либо надругательство над государственными символами Республики Казахстан влекут ответственность в порядке, установленном законами РК.

Вывод: Тема урока посвящена Государственной символике РК.

Звучит Государственный гимн республики Казахстан.

Работа в группах. Задание: Расскажите, что представляют собой государственные атрибуты РК по слайдам.

1 группа- флаг

2 группа- герб

3 группа- гимн нашей Республики.

Государственный Герб Республики Казахстан

4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Вообще широко применяемый сегодня термин "герб" происходит от немецкого слова "ербо". В переводе на казахский он означает понятие "танба" (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551-630 гг.)

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова . выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Государственный Флаг Республики Казахстан

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков . Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.

В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечествомс давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение - день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога".

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала «Мой Казахстан» (Менің Қазақстаным) - популярная песня, написанная ещё в 1956 году, в которую были внесены изменения для соответствия статусу государственного гимна.
Поскольку поправки в текст внесены Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться как соавтор текста.

Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева (2005) .

Текст Государственного Гимна Республики Казахстан на казахском языке

Алтын күн аспаны,
Алтын дән даласы,
Ерліктің дастаны,
Еліме қарашы!
Ежелден ер деген,
Даңкымыз шықты ғой.
Намысын бермеген,
Қазағым мықты ғой!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жырың болып төгілемін, елім!
Ұрпаққа жол ашқан,
Кең байтақ жерім бар.
Бірлігі жарасқан,
Тәуелсіз елім бар.
Қарсы алған уақытты,
Мәңгілік досындай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жырың болып төгілемін, елім!
Туған жерім менің - Қазақстаным!

Вывод: Казахстан- государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей.

3)Закрепление темы . Викторина.

1 вопрос:

Когда мы отмечаем День государственных символов Республики Казахстан?

2 вопрос:

Какого цвета государственный флаг Казахстана?

Сине - голубой

3 вопрос:

Что изображено на государственном флаге Казахстана?

Золотое солнце с парящим орлом в центре и полоска национального орнамента вдоль древка?

Шакен Ниязбеков

5 вопрос:

Что символизирует изображенный на гербе шанырак?

Отчий дом, очаг. Мир

Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов

Назовите название песни, ставшей Гимном Республики Казахстан?

Менің Қазақстаным- Мой Казахстан

Шамщи Калдаяков

Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев

10 вопрос:

Как исполняют гимн Республики Казахстан?

Необходимо приложение правой руки к сердцу

4)Рефлексия :

Что нового вы узнали сегодня?

Что показалось вам особенно интересным?

Какие чувства вы испытываете после сегодняшнего урока?

5)Заключительное слово учителя

6)Подведение итогов, выставление оценок.

7) Задание на дом п. 57 ответить на вопросы в конце параграфа

«Золотой человек», монументально-внушительный гимн, модернистская столица Астана и другие символы независимого Казахстана в предлагаемом обзоре сайт

Иногда символы современного Казахстана могут носить противоречивое историческое происхождение – не иметь почти никакого отношения к происхождению казахского этноса, но обычно они довольно стильно выглядят.

Мы также немного поговорим о происхождении казахов.

А в аудиофайле - одна из самых впечатляющих, на наш взгляд, официальных версий гимна Казахстана (о гимне Казахстана также смотрите в этом обзоре).

Отпечаток руки президента Казахстана в башне «Байтерек» в Астане.

Подробнее об Астане и о «Байтереке» также в нашем обзоре.

Начнем в этой части с описания флага и герба Казахстана, а затем перейдем к гимну, строительству столицы и происхождению казахов.

Символы Казахстана: Флаг, герб и гимн

Флаг Казахстана

Официальное описание флага Казахстана звучит следующим образом (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми — парящий степной орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом . Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2».

А вот трактовка символов флага Казахстана.. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Главным элементом государственного флага является его светло-голубой цвет. Силуэт солнца является символом жизни, а по закону геральдики — символом богатства и изобилия. Силуэт орла возник от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации. Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость флагу, является параллельная его древку полоса, состоящая из национального орнамента «бараньи рога».

Герб Казахстана

Официальное описание (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней.

В нижней части герба — надпись «Казакстан» . Государственный герб Республики Казахстан — двух цветов: золотого и сине-голубого».

И снова трактовка символики из полуофициальной брошюры «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Государственный герб Казахстана имеет форму круга. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты, символизирующий семейное благополучие, мир, спокойствие.

Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые тулпары.

Цветовая гамма герба — золотистая и голубая, эти цвета олицетворяют светлое будущее и стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

В центре герба находится пятиконечная звезда, символизирующая, что сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов».

Символы Казахстана: Гимн

Среди всех стран бывшего СССР Казахстан обладает одним из самых запоминающихся по своей торжественно-внушительной мелодии государственным гимном .

В отборе будущего государственного гимна и даже в переформулировке слов принимал деятельное участие президент страны Н. Назарбаев.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная еще в 1956 году — «Мой Казахстан» («Менiң Қазақстаным») с внесенными изменениями.

Поскольку поправки в текст внесены Нурсултаном Назарбаевым, он стал указываться и как соавтор текста .

Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева (2005).

Далее приводим текст гимна Казахстана на казахском языке с официальным переводом на русский. Также вы можете послушать и скачать гимн Казахстана в аудиофайле ниже (в аудио мы приводим одну из официальных версий гимна Казахстана, принятых в стране, и эта версия — одна из самых торжественных и впечатляющих, на наш взгляд):

  • аудио файл №1

Алтын күн аспаны,

Алтын дән даласы,

Ерліктің дастаны,

Еліме қарашы!

Ежелден ер деген,

Даңкымыз шықты ғой.

Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

В небе золотое солнце,

В степи золотое зерно.

Сказание о мужестве — моя страна.

В седой древности

Родилась наша слава,

Горд и силен мой казахский народ.

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Родина моя — мой Казахстан.

Ұрпаққа жол ашқан,

Кең байтақ жерім бар.

Бірлігі жарасқан,

Тәуелсіз елім бар.

Қарсы алған уақытты,

Мәңгілік досындай.

Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

У меня простор неоглядный

И дорога, открытая в будущее.

У меня независимый,

Сплоченный, единый народ.

Как извечного друга

Встречает новое время

Наша счастливая страна, наш народ.

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің — Қазақстаным!

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Я твой цветок, взращенный тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя — мой Казахстан.

Текст гимна на казахском языке и перевод в данном обзоре сайт приводятся по официальному сайту посольства Республики Казахстан в России.

Столица Казахстана Астана— символ независимого Казахстана

Ввиду того, что Казахстан с момента получения независимости через короткое время сменил свой главный город, то рост этой новой столицы от пыльного провинциального советского центра — Целинограда к мегаполису Астана, обычно ассоциируется со становлением нового государства и часто отождествляется с ним .

Причинами переноса столицы из Алма-Аты в Астану обычно называют повышенную сейсмическую опасность и окраинное положение первой .

Вот что сообщали различные СМИ в первые месяцы после переноса новой столицы в Акмолу об атмосфере, царящей в городе:

«Странное чувство нереальности охватывает на немногочисленных улицах Акмолы — тесного города с трехсоттысячным населением, где островки «хрущоб» стоят в окружении изб и бараков «частного сектора». Буквально на каждом шагу натыкаешься на строгие вывески: «Министерство иностранных дел», «Верховный суд», «Генеральная прокуратура».

Те же вывески всего пару часов назад я видел за 1200 километров к югу, в презентабельной Алма-Ате. На миг кажется, что Казахстан сейчас живет какой-то двойной жизнью. Одной — реальной, такой, какая она есть. И одновременно другой — из будущего.

Говорить о размахе и невиданном масштабе акмолинских строек не приходится. Все стройки можно запросто объехать за час. <...>

Основной принцип, по которому сейчас перестраивается Акмола,- уплотнение. Министерства и ведомства занимают здания областных учреждений и кряхтя располагаются в тесноте. И все же город, благодаря круглосуточному «авралу» преображается на глазах. Неузнаваемо изменилась главная площадь Акмолы, прежде окруженная семиэтажным зданием обкома партии, четырнадцатиэтажной «свечой» аграрного НИИ, двумя скучного вида гостиницами («Ишим» и «Москва»), а также похожим на бункер корпусом Дворца целинников.

Бывший обком превратился в сверкающий зеркальными стенами Дом правительства, «с тыла» к нему пристроился президентский дворец с внушительным куполом, неуловимо похожий на знаменитую голубую мечеть в Стамбуле. Здания стоят почти вплотную, соединены короткой галереей.

Таким же зеркальным светом горят стены и четырнадцатиэтажки — теперь это Дом парламента, на задворках которого тоже вырос огромный купол зала заседаний. Рядом тем же бутылочным блеском сияет абсолютно неузнаваемое здание бывшей гостиницы «Москва» — теперь это МИД». (газета «Известия», издающаяся в Москве, от 10.12.97);

«После расселения работников аппарата начнут наконец обустраивать и депутатов (парламента), «которые испытывают все прелести жизни в гостинице». О лучшей пока гостинице в Акмоле... глава одной из палат парламента — мажалиса.... отозвался следующим образом: «Если бы это был люкс в пятизвездочном отеле, а это захудалая провинциальная гостиница». («Панорама», казахстанская еженедельная газета, издающаяся в Алматы, от 30.01.98);

«Над Акмолой, как большие птицы, распростерли свои крыла подземные краны. И суперсовременный параллелепипед офиса «Казахойл» (бесшумные лифты, кабинеты, начиненные факсами и компьютерами, бассейн на седьмом этаже) смотрится пока одиноко на фоне деревянных, вросших в землю домишек, помнящих еще казаков-станишников, основавших крепость Акмолы в 1830 году...

Сорвав с насиженных мест сотни, тысячи чиновников, власти Казахстана — где лучше, где хуже — постарались произвести своеобразную селекцию. В первый эшелон попади молодые парни со знанием компьютера, экономики, английского языка...» («Ковчег» от 19.03.98);

«О переезде в новую столицу шла речь на встрече министра иностранных дел Касымжомарта Токаева с представителями международных организаций, аккредитованных в Казахстане, которая состоялась 4 февраля в Доме приемов МИДа РК. <...> Трезво оценив ситуацию (после того, как около 50 командированных Всемирного Банка не могли найти в новой столице места для ночлега), представитель Всемирного банка предложил создать на свои средства видеостудию для облегчения общения между Алматы и Акмолой, куда смогут иметь доступ все международные организации, находящиеся в старой столице». («Панорама», казахстанская еженедельная газета, издающаяся в Алматы, в заметке «Представители международных организаций не испытывают горячего желания переезжать на север» от 06.02.98);

«Столица буквально утопает в грязи. В Акмоле, как, впрочем, и в других городах республики, отсутствует ливневая канализация, и малейший дождь превращает ее в болото. Не случайно здесь перед каждым административным зданием стоит наполненное водой самодельное металлическое корыто, где каждый посетитель, прежде чем войти в здание, моет свою обувь». («Ковчег» от 09.04.98);

Акмола встретила журналистов пронизывающим ветром, унылым вокзальным пейзажем и неимоверной грязью на перроне и улицах. Небольшая автобусная прогулка по городу произвела удручающее впечатление на тех, кто оказался впервые в Акмоле — обшарпанные здания, убогость которых не скрывают, а скорее подчеркивают внешние пластиковые покрытия невообразимых расцветок, строительный мусор, далекие от совершенства дороги и замызганные «по уши» автомобили». («Экспресс К», ежедневная газета, выходящая в Алматы, от 07.04.98);

«Передислокация изменила демографию как старой, так и новой столицы. Алматы теперь — город женщин, оставленных мужьями. Только немногие из них последовали за супругами в северную столицу, где даже днем нередки морозы ниже 30 градусов. Местность заболочена, зыбкая, город, как змеями, пронизан трубами теплоцентралей, придающими необычный колорит улицам. Главная площадь являет собой сюрреалистический пейзаж из нагромождения подъемных кранов и остовов высотных зданий на фоне невзрачного, в советском стилe города 50-х годов. Только немногие трансплантированные сюда чиновники получили квартиры, многие перебиваются в гостиницах по двое-трое в номере. Вечера теперь, как правило, посвящаются пьянству...

Более удачливые чиновники получили ключи от собственных, кое-как меблированных квартир. Многие надеются весной перевезти сюда из Алматы свою обстановку. И не многие в восторге от того, что покинули теплую, благодатную и более космополитичную прежнюю столицу.

Высшие министерские чины часто пользуются тем, что подчиненные оказались вне семей и заставляют их оставаться на рабочих местах и после 18.00. Только очень немногие из высокопоставленных осмеливаются покидать офисы до того, как министр уедет домой. А это часто случается заполночь, когда министр, юркнув в теплый «мерседес» (любимое средство передвижения казахстанского правительства), срывается на свою виллу в специальной министерской деревне. Несчастный же подчиненный, пропустивший возможность вовремя уехать ведомственным автобусом, вынужден ловить случайный транспорт, чтобы попасть к себе в гостиницу.

В новой столице бюрократам неуютно. Многие высшие чиновники, обустраивая антураж, спешат пригласить в Акмолу своих бывших секретарей. Коренные акмолинцы, страдающие от высокого уровня безработицы, непрочь бы занять новые рабочие места, но их профессиональный уровень оставляет желать лучшего. Даже для того, чтобы заполнить непрестижные вакансии, чиновники вынуждены обращаться за помощью к своим алматинским коллегам... Назарбаев употребил всю свою изощренность и упорство, чтобы переместить столицу. «Я всех в этом городе заставлю работать», — заявил он в парламенте». («Время по Гринвичу», газета, выходившая в Алматы, от 06.05.98);

Как можно было понять из этих публикаций, город был абсолютно не готов к своему столичному статусу . В свое время международные СМИ обошла история о том, что создание новой столицы началось с того, что разваливающиеся пятиэтажки времен советского лидера Хрущева одели в красивые панели, но только со стороны главной улицы . При этом дома так оставались, как и все предшествующие несколько лет, без газа, а из кранов текла ржавая вода. Большой сюрприз переселенцам преподнес резко континентальный климат новой столицы с его сильными ветрами и суровыми зимами. Никто из казахской элиты не хотел переезжать в новоявленный столичный город. Фактически единственной движущей силой обустройства столицы на новом месте были желание и воля казахстанского президента Назарбаева.

Итак, Астана́ (с казах. Астана — «столица»). Данные о количестве населения даже по официальным источникам противоречивы. Количество населения Астаны на 2008 г. — около 700 тыс. жителей . Так гласит полуофициальная брошюра «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане на русском языке. Там же указывается, что население утроилось за последнюю декаду, превысив 700 тыс. жителей, что предусматривалось только к 2020 году. Другое издание этого же издательства — «Казахстан. Справочник Туриста», выпущенное также в 2008 году и снова по заказу Министерства туризма и спорта Казахстана, указывает цифру в 600 тыс. жителей. На официальном сайте президента Казахстана ранее приводилась цифра в 510, 5 тыс. человек, но на 1 января 2004 года. В версии этого сайта на август 2009 года указана цифра в 600 тыс. 200 человек.

Прежние названия Астаны: Акмолинск с 1832 по 1961, Целиноград с 1961 по 1992, Акмола с 1992 по 1998 .

С 10 декабря 1997 года Астана является столицей Республики Казахстан. Как меланхолично отмечает сайт президента Казахстана, «Первой столицей Казахстана с 1920 года был город Оренбург (ныне в Российской Федерации). В 1925 году столица Казахстана была перенесена в Кзыл-Орду. Сооружение Турксиба стало основной причиной переноса столицы в Алма-Ату. Юридически это произошло 3 апреля 1927 года, фактически переезд состоялся в 1929 году ».

Происхождение казахов: О казахах, кыргызах и «беглых узбеках»

Отметим, что именно при большевиках Казахстан появился впервые на карте мира как государство, хотя и не независимое. До этого существовал в истории только один пример, который можно назвать прообразом собственно казахского государства — т.н. «Казахское ханство», а, в основном, казахи входили как составная часть в состав других государств .

В связи с поздним формированием у казахов государственности о происхождении казахов до сих пор выдвигаются различные гипотезы. Не оспаривая их тюркское происхождение, некоторые называют их «беглыми узбеками» — так как они были тюркскими племенами, отделившимися от такого же тюркского раннеузбекского государства .

Как осторожно пишет полуофициальный (изданный по заказу министерства туризма и спорта Казахстана) и уже упоминавшийся «Казахстан. Туристический путеводитель»: «В XV — XVI веках чингизид Абдулхаир хан отобрал трон у потомков Тамерлана и образовал государство, в которое входили племена и роды современных казахов. Двоюродные братья Абдулхаира — Жанибек и Керей, недовольные его политикой, стали объединять племена под единым название казахи. Их дело продолжил Касым — сын Жанибека, по сути, ставший первым казахским ханом ».

Казахская служба «Радио Свобода» указывала 01/06/2010, говоря об открытии памятника ханам Жанибеку и Керею в Астане, что из летописи «Тарих-и-Рашиди» Мухаммада Хайдара следует, что именно Керей и Жанибек примерно во второй половине 1450-х годов начали массовую откочевку своих племен из Восточного Дешт-и-Кипчака от (тюркско-узбекского государства шайбанидов) Абулхаира в государство Могулистан на западе Семиречья .

И продолжала: «Бежавшие племена обосновались в уютных долинах рек Чу и Козы-Баши, и, как считают некоторые историки, именно благодаря их откочевке началось формирование современного казахского народа, а появление собственно термина «казах» датируется концом 15-го века» .

Одна из версий происхождения термина «казах» с древнетюркского — «вольный», «отделившийся» . Как пишет сайт nomad.su, ссылаясь на публикацию русского журнала «Родина»:

«отсюда это тюркское слово (казак) и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков . Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.

Иными словами, исходное значение термина казак социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству...

Казаком мог стать любой человек, будь он тюрок или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид...

Таким образом, в те далекие времена казаками становились, делались. Для обозначения образа жизни казака в ираноязычных и тюркоязычных источниках образовано существительное казаклык — «казакование», «казачество», «скитальчество», «вольность», а также глагол казакламак — «скитаться», «вольничать». Понятие «во времена казачества» обычно передается, соответственно: казаклыкда, казаклыкларда (в тюркоязычных источниках) и дар аййам-и казак...».

Интересные дискуссии о происхождении и употреблении названия «казах» временами проходят на международном казахском ресурсе kazakh.ru. Там, в общем, также доминирует точка зрения о происхождении названия «казах» от тюркского «казак» — «вольный», «отделившийся». Но посетители этого казахского ресурса обычно выражают негодование, что слово «казак» в русском языке изменило первоначальный смысл: казаками стали называть военные формирования вольных украинцев и русских. А самих первоначальных «казаков» — нынешних казахов во избежании путаницы русском стали назвать «казахами» .

Вот некоторые мнения с форума kazakh.ru о термине «казах»:

«Наиболее правильным обозначением коренного народа Казахстана в русском языке является «казаК».

Именно так в русских хрониках писали о «КазаКском ханстве» — казаки, Казацкая Орда, Казачья Орда, кайсаки, Кайсацкая Орда и т.д. Потом было неверное название «киргиз». С 1925 по 1936 в русском языке снова восстановили название «казак» .

Нынешнее «казаХ» является советским искажением (с 1936 г.) изначально тюркского слова , причем искажением весьма абсурдным — тоже самое, что писать «калпаХ», «кипчаХ».

Киргизы пишутся «кыргызами», башкиры — «башкортами», якуты — «саха», малороссы — украинцами, так почему казаки должны использовать (русское) искажение тюркского слова «казак»?

Причем это касается не только русского, но и английского языка, где с недавнего времени начало утверждается уродливое «kazakH», переведенное на английский с русского ».

«Казак (с твердым к) — тюркское слово, означает оно — ушедший из племени и ведущий отшельническую жизнь человек, или изгнанный за провинность на исправительный срок, чтобы человек обдумал свои поступки и сделал соответствующие выводы. 500 лет назад наш народ стал называться казахами из-за раскола. Мы откочевали в степь, узбеки остались, вот мы и стали казахами» .

«Калмыцкий историк Хара-Даван в книге о Чинигисхане опубликованной в Белграде 1925 году дает пояснение что слово «казак» — означает всадник — в Золотой Орде была область которая именовалась как «Казакстан» а население называло себя казаками».

«В родственной по языку Турции есть выражение «казак еркек» — «забияка», «мачо».

Этот же сайт kazakh.ru опубликовал некоторое время назад заметку из, насколько можно понять по информации сайта, казахстанского государственного глянцевого журнала «Астана». Заметка называется «Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы». Дело в том, что казахов в царской России долгое время называли киргизами (сами киргизы в России в царские времена именовались кара-киргизами — черными киргизами. Киргизы (кыргыз) — самоназвание народа от тюркского слова кыргыз — «неистребимый», или «кыргын» в значении «истребляющий», или от слов «кырк кыз» («сорок племен»). Казахи были недовольны, что их в русских публикациях в царские времена смешивают с киргизами .

Вот некоторые выдержки из упомянутой выше заметки «Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы»:

«В публицистике и довольно часто даже в исторической литературе существует неточное представление, что якобы именно с начала XVIII века казахов стали называть киргизами.

Но все было гораздо сложней. Еще в первые полтора десятилетия XVIII в. в русских документах, которые хранятся главным образом в Российском государственном военно-историческом архиве и Архиве внешней политики Российской империи, казахи упоминаются под своим собственным именем. Даже в журнале русского посланника в Ивана Унковского, который был составлен в 1722-1724 гг., мы тоже встречаем упоминание о казахах под именем «казак». Такая ситуация продолжалась до 1734 года.

— Я обращаю особенное внимание на этот факт, потому что не сразу и не внезапно казахи стали киргизами, — говорит ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеева — С 1715 по 1734 год параллельно ходили как бы два термина — казак и киргиз-кайсак или просто киргиз, а потом в русских официальных документах начинается уже тотальное вытеснение первого термина вторым. С чем это связано? В первую очередь рубежом между употреблением этих двух терминов явилась публикация в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1734 г. перевода нескольких фрагментов книги амстердамского купца и бургомистра Николая Корнелиуссона Витзена «Северная и Восточная Тартария» .

Этот человек по приглашению Петра I находился в России в конце XVII в. и описывал разные регионы Российской империи, главным образом от Урала до Дальнего Востока, включая современную Центральную Азию. Непосредственно на территории последней он не был, информацию преимущественно черпал от русских бывалых людей — приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там, а также от бухарских купцов, под именем которых, кстати, были известны вообще все среднеазиатские купцы.

Так в чем же заключалась загадка книги Витзена? дело в том, что автор располагал сведениями о народах в определенной последовательности по смежным территориям, которые они занимали. Сначала шел очерк о яицких казаках, потом — о башкирах, затем об енисейских киргизах, на основе которых сформировался современный народ — хакасы, ведя же повествование о народах Центральной Азии, те небольшие сведения о казахах, которые были извлечены им из рассказов русских и бухарских торговцев, он поместил в разделе «Бухария». Казахи фигурировали у него под собственным именем — «казаки», или как «татарские казаки» — подданные Бухары. Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII в. постоянно вело борьбу за сферы влияния на территории Средней Сырдарьи с Бухарским ханством, отдельные территории современного Южного Казахстана переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распространяло там свое политическое влияние, поэтому Витзен в разделе «Бухария» поместил небольшой подраздел, посвященный казахам.

Информация, содержащаяся в ней, носит поистине уникальный характер. Здесь впервые встречаются сведения о Кажи-султане — отце хана Абулхаира, о котором было известно только из упоминания его имени в родословной хана, которую Абулхаир продиктовал русскому послу А.Тевкелеву в 1748 г., а также из надписи на его печати. Хан говорил Тевкелеву о том, что его предки владели городами по Сырдарье. Историки по разному относились к этой информации. Поскольку четких доказательств не было, считали, что хан мог просто набивать себе цену, преувеличивая значение своих предков. Витзен же со слов купцов называет один из присырдарьинских городов, которыми владел Кажи-султан.

Почему же при наличии столь важных сведений о казахах в 1734 г. возникла такая казусная ситуация, когда их вдруг переименовали в киргизов?

В начале января 1734 г. в Петербург приехала казахская делегация во главе с Ералы-султаном, сыном Абулхаир-хана, чтобы закрепить условия подданства .

По этому случаю обязательно требовалась рекламная публикация. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» решили перевести кусок из «Северной и Восточной Тартарии» Витзена. Они очень торопились, а самое главное — в России в то время имели весьма туманное представление о местоположении казахских жузов (жуз — союз из более мелких родов. Всего у казахов было три основных жуза. Прим.. Для перевода взяли первый попавшийся кусок, но не о юго-восточных, а о восточных соседях. В общем, подразумевалось, что речь идет о казахах, а на самом деле — в основном об енисейских киргизах, или будущих хакасах. Корреспондент газеты, он же — пересказчик труда голландского путешественника и исследователя, привел путаную версию о происхождении казахов от енисейских киргизов, хотя такой гипотезы у самого Витзена не было .

— Возникла крайне анекдотичная ситуация, поскольку это появилось, я подчеркиваю, в условиях абсолютизма, в официальной газете — органе царского правительства, это было воспринято как закон для употребления , — продолжает И.Ерофеева. — И фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами.

Можно пронаблюдать и за тем, почему такая традиция стала устойчивой. одно дело — произошла ошибка, а другое — в России сразу после этого стали раздаваться голоса: извините, господа чиновники, но самоназвание у народа-то другое. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 г. академик Г.Ф.Миллер. В 1771 г. в своей рукописи специального историко-этнографического исследования о казахах об этом же говорил русский путешественник Х.Барданес. Свой труд он так и назвал «Киргизская или казахская хорография». Поставив как бы под сомнение правомерность употребления термина «киргиз», он особо уделил внимание тому, что сами так называемые «киргизы» никогда не называют себя «киргиз-кайсаками», а говорят «мен казак» — «я казах».

Было очень много версий по поводу того, почему же эта путаница существовала до конца 20-х годов XX века? По мнению русского автора Левшина, использование термина «киргиз» стало удобным для царских администраторов, чтобы хотя бы по названию отличать казахов от сибирских и яицких казаков (хотя этимологии разные, но поскольку в русский язык еще не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику этого слова, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием народа — «казах»). Другие авторы, в том числе и Ч.Валиханов, высказывали мнение, что много черт общности между двумя народами — родственные по этноисторическому происхождению киргизы и казахи вели одинаковый, кочевой образ жизни, имели сходство в антропологии, языке, культуре, ведении хозяйства.

Возникновение этой терминологической ошибки, как утверждает И.Ерофеева, было связано с возникновением в первой четверти XVIII в. ошибочного отождествления казахов именно с енисейскими киргизам, поводом к которому послужило насильственное переселение джунгарским (Джунгары — монголоязычный народ, нынешние монголо-ойраты, проживающие в Западной Монголии и Синьцзян — Уйгурском автономном районе Китая. Прим.. в район Чу-Таласского междуречья нескольких тысяч семей енисейских киргизов. Поскольку география размещения южных казахских кочевий русским чиновникам в то время была почти неизвестна, то в России стали считать, что казахи смешались с киргизкими переселенцами из Хакасии.

Усилению этой путаницы способствовало издание в 1726 г. перевода рукописи хивинского историка XVII в. Абдулгази-Бахадур-хана «Родословная тюрок» на французский язык с примечаниями пленных шведских офицеров, находившихся тогда в Сибири. Последние под сильным впечатлением внезапного исчезновения воинственных и непокорных киргизов с Енисея и переселения их в Джунгарию интерпретировали некоторые положения книги Абулгази об Огуз-хане и других мифических прародителях тюркских народов как свидетельства о происхождении казахов от енисейских киргизов.

К концу XVIII в. гипотеза бывших военнопленных о енисейских киргизах как предках казахов стала господствующей в русской и европейской научной литературе о казахском народе .

Отсюда термины «киргиз», «киргиз-казак» или «киргиз-кайсак» надолго вошли в этнографический лексикон русских и европейских чиновников и исследователей Казахстана.

В трудах таких крупных исследователей народов, населявших Среднюю Азию, как Витзен и француз де Гинь, они называют казахов «киргизами», тогда как там они упоминаются и под своим собственным именем, правда, не просто в голом виде — «казак», а, например, бухарский казак...».

Подготовила :

учитель ИЗО, трудового обучения

гимназии №38

Ким С.И


К государственным символам любой страны относятся, прежде всего

Государственный герб, флаг и гимн.

Они являются символами политической независимости

и суверенитета страны.

На Знамени – орел несет светило, И в сердцевине герба – шанырак Так в суверенном мире наша сила И в давней дружбе – благодарный знак.

Через немалые испытания прошел казахский народ, прежде чем завоевать право на свою государственную символику – Гимн, Герб и Флаг.

Есть слово гордое “Казах”, В нем воплотилось государство С Гербом и Гимном, есть свой Флаг, Язык, в котором мудрость нации.


Государственные символы закреплены

Конституцией Республики Казахстан

в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы Республики Казахстан”.

4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.

Государственные символы - одна из незыблемых основ государства. И сегодня мы ещё раз пролистаем страницы нашей «книги символов» Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Они способствуют проникновению этой идеи в мысли и чувства людей.

Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.


Слово “флаг” с голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала... треугольные.


Государственный флаг Республики Казахстан.

Представляет собой прямоугольное полотнище

голубого цвета с изображением в его центре солнца

с 32 лучами, под которым парящий степной орел”. Автором Государственного флага является

Шакен Онласынович Ниязбеков.

Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.

Солнце - источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна - основа изобилия и благополучия.

Казахский народ с древних времен считал, что орёл - священная птица. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент , олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.


Смотрю на небо голубое: Там высоко парит орел, Восходит солнце золотое Над птицей, будто ореол. До боли мне знакомо это Видение сквозь пики гор, Осталось лишь добавить сбоку Национальный наш узор. Флаг, независимый и гордый, Народом государству дан, Пусть же всегда хранит свободу Наш суверенный Казахстан!


О гербе

По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.

Государственный герб Республики Казахстан.

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова.


Шанырак

Звезда

Тундык

Кульдреуши

Тулпары


Бейнелеп сан ғасырды Елтаңбасы елшмің, Таратады хас үлгі Киесіндей жерімнің. Бабам тұлпар жаратты, Құлынынан танып өақ. Тұлпар барда қанатты, Шалқалмайды шаңырак. Тәуелсіздік көркі ол да, Өркениет өрінде. Нұр төгеді Елтаңба Ақ Орданың төрінде.


О гимне

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства.

Государственный герб Республики Казахстан

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”).

Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.

В нём отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.


Барша халық таныған, Біздің үміт, тілекті. Шырқалғанда әнұран Шаттық кернер жүректі. Жеңіс туын көтерген, Жарыстарда сан қилы. Жетіп бізге шет елден, Көкке Әнұран шалқиды. Шәмші атаның сазды үні, Жігер беріп қайратты. Бәрімізді мәз қылып, Жаңғыртады аймақты.


столицу нашей Родины - Астану.


Классный час "Символы Республики Казахстан – национальная гордость". 9 класс

Мышова Оксана Викторовна учитель истории

Цели: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан.

Задачи урока :

    обобщить знания детей о государственной символике Республики Казахстан;

    создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики;

    развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;

    воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны;

    воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Наглядность и оборудование: символы республики Казахстан, портрет Президента, звукозапись гимна РК, плакат и рисунки учащихся на тему “Цвети, мой Казахстан”, мультимедийное оборудование, презентация, слайд-шоу “Астана – символ единства и гордость нации”.

Ход мероприятия

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя: на фоне казахской мелодии учитель читает стихи.

(Слайды 1, 2)

Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный средь земель и стран
Кюй счастья ты наигрываешь звонко
Родной мой, лучезарный Казахстан!

Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!!!

Учитель: Такими словами, ребята, я хочу начать сегодня наш классный час, посвященный нашей необъятной Родине. Родина – это место, где мы родились и выросли. Сердце никогда не забудет нежный взгляд матери, дорогу в большую жизнь. Наша родина – Республика Казахстан. Получив независимость в 1991 году Казахстан, как суверенное государство, принял свои государственные символы. А в каком году это произошло? (4 июня 1992 года).

Правильно, ребята! Каждый из нас имеет день рождения – самый лучший день в нашей жизни. Точно так же и государственные символы имеют свой день рождения.

Ученик 1: Разработка официальных символов в истории становления государственной независимости Казахстана занимает особое место. В создании новых символов приняли участие все казахстанцы, и это было не столько борьбой за победу и призы, сколько ярким свидетельством казахстанского патриотизма.

Герб, Гимн, Флаг государства – это лицо государства. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как к знакам единения народа.

Сегодня на нашем классном часу мы поговорим с вами о символах и символике РК. Давайте вначале выясним, что означают эти слова. (Слайд 3)

СИМВОЛ – 1. Предмет, действие и т. п. , служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

2. Художественный образ, передающий какую-либо мысль, переживание.

3. спец. Условное обозначение какой-либо величины, принятое той или иной наукой.

СИМВОЛИКА – совокупность каких-либо символов. (Слайд 4)

Сегодня мы будем работать с 1 значением слова символ. Есть и высокое понятие. Я хочу привести вам следующие выдержки:

1. Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются

Конституционным законом.

Статья 9 Конституции Республики Казахстан. (Слайд 5)

2. Каждый обязан уважать государственные символы республики.

Статья 34 Конституции Республики Казахстан. (Слайд 6)

Граждане республики Казахстан, а также лица, находящиеся на территории Республики Казахстан, обязаны чтить Государственный флаг Республики Казахстан, Государственный герб Республики Казахстан и Государственный гимн республики Казахстан.

Из Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона “О государственных символах Республики Казахстан” от 24 января 1996 года. (Слайд 7)

Страница 1. О флаге Республики Казахстан

Ученик 2:

Смотрю на небо голубое,
Там высоко парит орел,
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол.
До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.

Ученик 1:

Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан!
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!

Учитель: Послушайте описание флага, которое дано в главе 11 ст. 4 Указа Президента РК, имеющего силу закона, “О государственных символах республики Казахстан” от 24 января 1996 г. (Слайд 8, 9)

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре – солнца с лучами, под которым – парящий орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота. Отношение ширины флага к его длине -1:2. Государственный флаг Республики Казахстан и его изображение, независимо от его размеров, должны в точности соответствовать цветному и схематичному изображениям эталона Государственного Флага Республики Казахстан, хранящегося в Резиденции Президента Республики Казахстан.

Глава 2 статья 4. Из указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “ О государственных символах Республики Казахстан”.

Шакен Ниязбеков – художник – конструктор. Видный скульптор – монументалист, член Союза художников Казахстана. (Слайд 12)

Работа по таблице: (слайды 10, 11)

Признаки

Символ чего?

Полотнище

Сине-голубое

Суверенитет государства

Золотое, купающееся в своих лучах

Покой и богатство

Яркие и ласковые

Царь-птица, божественная, мирно парящий, всесильный

Власть, державность, величие, гордость, свобода, зоркость, независимость, дальновидность, широта души степного народа

Символика цветов

Страница 2. О гербе Республики Казахстан

Ученик: (читает стихотворение.)

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
Но казахстанский герб украшен
Не злым орлом, оскалами зверей,
А сводом дружбы – шаныраком,
Крылом мифических коней.
Мы не грозим другим народам,
А бережем просторный дом.
Живем под синим небосводом –
Под солнца золотым лучом.
Казахстанский флан с орлом парящим
В мир несет два цвета на ветру-
Золотого солнышка сиянье,
Гордость за великую страну. (Слайд 13)

Учитель: Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. (Слайд 14) Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ вечности, жизни.

Центральным элементом герба является шанырак – верхняя сводчатая часть юрты. В мировой практике еще не встречался герб с изображением шанырака. Шанырак особо почитаем в народе. Это символ семейного благополучия, мира, спокойствия. это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надаежности его уыков (опор). Купольные жерди – уыки, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца, который символизирует источник жизни и тепла. От шанырака расходится кереге – раздвижная решетчатая основа юрты. Она символизирует единство трех жузов, обеспечивающее его прочность. Языком геральдики авторы решили изобразить миролюбивуб сущность казахов.

Ученик 1: В государственном гербе присутствует еше одна важная геральдическая деталь. Это образ мифических коней. Конь – стихия казаха. Издавна говорят: “Қазақ жылқы мінезді” (т.е. по характеру похож на коня). На гербе изображен не просто конь, а с золотыми крыльями, которые символизируют мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства.

Ученик 2 : Изображение коней в государственной символике имеет давнюю историю. Несмотря на это, предложенный авторами вариант вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем он был принят. Силуэт коней означает такие понятия, как храбрость льва, зрение орла и сила воли человека. Два мифических коня, с рогами в форме полумесяца, золотыми крыльями, как бы оберегают шанырак с двух сторон. Они ярко выражают идею служения общему дому – Родине.

Ученик 3: В изображении государственного герба присутствует еще пятиконечная звезда и надпись названия нашего государства – Қазақстан – на казахском языке. Звезда с давних времен используется человечеством как символ власти, света, ведущего по жизни, манящей цели, стремления к возвышенному и вечности. На государственном гербе звезда выражает и нашу заветную мечту – присоединиться к современным высокоцивилизованным обществам, быть открытыми всем государствам и народам пяти континентов.

Ученик 4: Основным цветом, используемом в государственном гербе, является цвет золота, символизирующий богатство, справедливость и великодушие, Золотой цвет удачно гармонирует с цветом нашего флага – небесно-голубым, олицетворяющим стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе, и единству со всеми народами планеты.

Работа по таблице: (слайд 15, 16)

Признаки

Символ чего?

Сине-голубой

Жизни, вечности, общей Родины

Семейное благополучие, мир, спокойствие, общий дом

Золотые, равномерно, расходящиеся от центра

Источник жизни и тепла

Золотой, раздвижная, решетчатая часть юрты

Единство трех жузов

Золотые, крылатые

Храбрость льва, зрение орла и сила воли человека

Символика цветов

Страница 3. Государственный гимн Республики Казахстан: (Слайды 17, 18, 19)

Учитель: В 1944 году композиторы Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна Республики Казахстан. В отборочную комиссию было направлено около 750 проектов. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо:Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

Ученик 1: 6 января 2006 года на совместном заседании Мажилиса и сената Парламента Республики Казахстан рассматривался вопрос о новом гимне. 10 января 2006 год – день рождения нового гимна Республики Казахстан. Впервые исполнялся 11 января на инаугурации Президента Н. А. Назарбаева в Президентском Дворце “ Ак Орда”.

Ученик 2: Основой нового гимна стала популярная в народе патриотическая песня “ Менің Қазақстаным” (“Мой Казахстан”). Композитор - Ш. Калдаяков, прозванный в народе “ королем казахского вальса”. (Слайд 18)

В утвержденном официальном тексте гимна, состоящем из пятидесяти девяти слов, двадцать пять слов написаны в новой редакции. Мелодия сохранилась в прежней редакции.

(Исполняется Гимн)

4. Игра “Аукцион знаний”

А теперь мы проверим ваши знания по символам РК. (На экране таблица. Ученик выбирает номинацию и баллы)

ФЛАГ

50 баллов

Что представляет собой государственный флаг РК?

40 баллов

Цвет флага является своего рода носителем географической информации. Какой?

30 баллов

Что означает силуэт орла на государственном флаге РК?

20 баллов

Что означает солнце на государственном флаге РК?

ГЕРБ

50 баллов

Что представляет собой государственный герб РК?

40 баллов

Что означает образ мифических коней на государственном гербе РК?

30 баллов

Что означает пятиконечная звезда на государственном гербе РК?

20 баллов

Какое значение имеет изображение шанырака на государственном гербеРК?

ГИМН

50 баллов

Когда впервые была написана музыка Гимна Казахстана?

30 баллов

В каком году был принят новый гимн РК?

20 баллов

Когда впервые был исполнен новый гимн РК?

10 баллов

Почему при исполнении гимна принято вставать?

5. Подведение итогов игры.

6. Рефлексия.

Сегодня я узнал. . . . .

Мне было интересно, потому что. . .

Мне было неинтересно, потому что. . .

7. Заключение.

Учитель: Символы нашего государства есть неоспоримые свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти, выражая тем самым определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны. А нам есть, чем гордиться: новая столица Астана стала символом процветания нашей молодой республики. И в завершение нашего классного часа посмотрите слайд-шоу “Астана - символ единства и гордость нации”.

Государственный Герб Республики Казахстан имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена объемная пятиконечная звезда, а в нижней части - надпись «Қазақстан». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических крылатых коней, а также надписи «Қазақстан» - цвета золота. Авторы Государственного Герба Республики Казахстан - Жандарбек Малибеков и Шоты Уалиханов.

Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. У древка - национальный орнамент в виде вертикальной полосы. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента - цвета золота. Соотношение ширины Флага к его длине -1:2.По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию.На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее.Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога".

Государственный Гимн Республики Казахстан представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Конституционным законом.

Основные положения Конституции РК 1995 года.

Н.А.Назарбаев – первый Президент РК.

Президент Республики Казахстан - высшее должностное лицо и главнокомандующий Вооруженными силами Республики Казахстан. Его полномочия определяются специальным разделом конституции Республики Казахстан. С момента учреждения должности 24 апреля 1990 года, президентом Казахстана является Нурсултан Абишевич Назарбаев.


Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

24 апреля 1990 года Верховный Совет Казахской ССР (высший орган власти в республике) учредил должность президента Казахской ССР, приняв Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) Казахской ССР». В этот же день, Верховный Совет избрал президентом Нурсултана Назарбаева. На момент избрания, Назарбаев уже руководил Казахстаном с 22 июня 1989 года в должности Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахской ССР.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана. Выборы были безальтернативными, единственный кандидат - Нурсултан Назарбаев - победил с 98,7 % голосов при явке избирателей 88,2 %.

Декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года Верховный Совет провозгласил государственную независимость Казахстана.

28 января 1993 года Верховный Совет Казахстана принял новую конституцию, заменившую прежнюю, действовавшую ещё с советского времени. По этой конституции, президент избирался всенародным голосованием на 5 лет, пребывание одного человека в должности было ограничено 2 сроками.

29 апреля 1995 года в Казахстане был проведен референдум по продлению полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года. За это высказалось 95,46 % избирателей при явке 91,26 %.