Проблемы непрерывного медицинского образования и аккредитации врачей. Непрерывное медицинское образование: курс молодого бойца Специалист по непрерывному медицинскому образованию

Непрерывное медицинское образование сегодня – это обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни.

Основная цель непрерывного медицинского образования (НМО) – обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

Что нужно знать врачу о новой системе образования?

С 1 января 2016 года вступила в силу , в соответствии с которой право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.

В целях реализации Программы развития здравоохранения и обеспечения перехода к системе аккредитации образован Координационный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (sovetnmo.ru). Контроль над деятельностью этого совета осуществляет лично министр здравоохранения, а возглавляют его заместитель министра И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе совета более 40 членов – представители Минздрава России, руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, специалисты в области отечественной медицинской науки и образования.

Система непрерывного медицинского образования, внедренная в большинстве развитых стран, успешно стартовала в России в виде модели отработки основных принципов НМО специалистов с высшим медицинским образованием.

В 2014 г. отрабатывался проект непрерывного профессионального медицинского образования. Участие врачей в реализации модели осуществлялось на добровольной основе путем заключения соответствующего договора с образовательной организацией.

Проект реализовывался с учетом принципов НМО:

  • непрерывности обучения (отдельными модулями, циклами, путем прохождения отдельных учебных мероприятий в течение всего календарного года);
  • применения электронного обучения и ДОТ (доля дистанционных технологий и электронного обучения в образовательной программе должны составлять не менее 50%);
  • учет наиболее актуальных проблем практического здравоохранения при формировании программ;
  • сетевое взаимодействие образовательных и профессиональных общественных медицинских организаций.

В 2015 г. продолжалась работа по реализации модели отработки основных принципов НМО. Перечень участников был расширен на все врачебные специальности и все регионы РФ, а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г.

Главный принцип НМО в России – образование должно осуществляться на основании партнерства государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) и профессиональных обществ, а существующая система последипломного образования должна развиваться. ГБОУ и общества будут совместно разрабатывать образовательные программы для медицинских работников с тем, чтобы темы взаимодополняли друг друга и не дублировались, а требования к образовательным материалам и мероприятиям были едины.

Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из программы наиболее значимые для него темы. Участие в модели отработки основных принципов НМО дает врачу возможность самостоятельно выбирать программу дополнительного профессионального образования (ДПО), тематику учебных мероприятий и электронных образовательных модулей.

Программы ДПО образовательных организаций размещены на сайте edu.rosminzdrav.ru (доступны после регистрации).

В рамках реализации модели обработки основных принципов НМО с 2016 года специалисту с высшим медицинским образованием предлагается на добровольной основе пройти дополнительное профессиональное обучение по программе не менее 144 часов: не менее 108 часов – по программе образовательной организации и не менее 36 часов – на учебных мероприятиях и по учебным материалам (в т.ч. 16 часов участия в учебных мероприятиях: конференциях, семинарах, мастер-классах и т.д., и 20 часов самостоятельного обучения по электронным учебным модулям в сети Интернет).

Перечень учебных мероприятий и электронных учебных модулей, прошедших оценку на соответствие установленным требованиям к учебным мероприятиям и материалам для НМО и обеспеченных кредитами, размещен в разделах сайта sovetnmo.ru .

Известно, что для обучения врачей на территории РФ применяется система электронных обучающих модулей от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED – издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) программы по годам.

Учет образовательной активности будет происходить в часах или кредитах (1 час, как правило, равен 1 кредиту). Вся информация, накопленная работником за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет будет доступен в личном кабинете на сайте edu.rosminzdrav.ru .

В соответствии с вышеуказанными принципами каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов .

Внедрение системы НМО и использование современных образовательных технологий станет основой для поэтапного введения с 2021 года аккредитации медицинских специалистов на основе НМО как системы допуска к осуществлению медицинской деятельности.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 года по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста , в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию до 1 января 2016 года , после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности через «привычную всем» процедуру сертификации специалиста (1 раз в 5 лет – образовательный цикл с посещением лекций и сдачей итогового экзамена). При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Если срок действия сертификата у вас заканчивается в 2016 году (и в последующих годах), то процедуру сертификации вы будете проходить уже по системе НМО. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата – повторную аккредитацию.

Рисунок . Система допуска к профессиональной деятельности
через процедуру аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года , будут допускаться к профессиональной деятельности только через процедуру аккредитации специалиста.

Модернизация системы последипломного медицинского образования происходит за счет готовности и желания профессиональных медицинских обществ активно заниматься образованием и повышением квалификации медицинских работников.

Общество клинической онкологии зарегистрировано на сайте sovetnmo.ru в качестве организатора (провайдера) учебных мероприятий, а также вошло в состав профессиональных обществ, участвующих в реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

В задачу комиссии, ответственной за аккредитацию в рамках новой системы образования по принципам НМО, входит оценка и допуск образовательных мероприятий к аккредитации.

Лицами, ответственными в Обществе за проведение оценки учебных мероприятий и материалов являются:


Председатель Российского общества клинической онкологии,
заведующий отделением клинической фармакологии и химиотерапии,
заместитель директора по научной работе
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России,

Москва


Руководитель онкологического отделения противоопухолевой терапии,
Центральная клиническая больница Управления делами Президента РФ,
член правления RUSSCO, председатель рабочей группы
по разработке Практических рекомендаций RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор,
Москва


Заведующий отделом биологии опухолевого роста
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, член правления RUSSCО,
член научного комитета Программы молекулярно-генетической диагностики RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН,
Санкт-Петербург


Заведующий кафедрой онкологии и торакальной хирургии ФУВ ГБУЗ МО
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, руководитель и главный научный сотрудник
отдела «Онкология» ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского,
главный редактор журнала «Злокачественные опухоли»,
председатель этического комитета RUSSCO,
профессор, доктор медицинских наук,
Москва

Заведующая отделением химиотерапии МНИОИ им. П.А. Герцена –
филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России,
член ESMO, член ASCO, член правления RUSSCO,
доктор медицинских наук,
Москва



Зачем участвовать в реализации модели?

В настоящее время медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию – проходить обучение в объеме 144 часов (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В модели реализации отработки основных принципов НМО врачам предлагается пройти обучение по новой программе, в которой 108 академических часов реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), а 36 часов – за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям. Из указанных 36 часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях и 20 часов – при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.

Врачи принимают участие в Модели на добровольной основе.

По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО.


Чтобы принять участие в реализации модели, врачу необходимо:

  1. Выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе «Организации» на сайте sovetnmo.ru).
  2. Заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе.
  3. Зарегистрироваться на сайте sovetnmo.ru в разделе «План обучения» (это ваш «личный кабинет» на сайте), начать планирование образовательной активности.

  1. Выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах «Мероприятия» и «Модули» соответственно.

Учет образовательной активности

По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами, всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе «План обучения» (ваш «личный кабинет» на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия.

Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

Что такое Свидетельство НМО?

Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий. Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля. Пользователи должны обеспечить сохранность указанных документов и информации для подтверждения, при возникновении такой необходимости, накопленных кредитов.


Индивидуальный код подтверждения является буквенно-числовой комбинацией, состоящей 13 символов, и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме «О») и цифры. Для активации кода необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов.
ВНИМАНИЕ: Буква «О» в коде не используется, следует вводить «ноль»!


Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. На портале вы сможете:

  • получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Для регистрации потребуется ввести номер диплома о прохождении «последнего» курса повышения квалификации.

Для чего нужно синхронизировать аккаунты на порталах edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Синхронизация аккаунтов необходима для того, чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары), дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте sovetnmo.ru , отображалась в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru .

Как синхронизировать аккаунты на портале edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru , в разделе «Личные сведения». Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.


Простая математика RUSSCO

Если вы врач-онколог (имеете сертификат специалиста и диплом об окончании интернатуры/ординатуры по специальности онкология), то посещая мероприятия RUSSCO, вы сможете накопить необходимое число баллов (кредитов).

Например :
Цель: 250 баллов за 5 лет. Значит, в среднем вам нужно набирать по 50 баллов в год.
Количество возможных баллов за мероприятия RUSSCO – от 1 до 9 баллов. В среднем это 3-4 балла. Соответственно, посещая по 1-2 мероприятия в месяц, вы можете набрать необходимое количество баллов в год.

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

Непрерывное медицинское образование (НМО) - больной вопрос для медицинских работников и провизоров. С одной стороны, кажется, что получение баллов по системе НМО не представляет особой сложности. Об этом lekoboz писал в материале «4% врачей не знают, что такое НМО» . С другой стороны, сама система представляется медработникам и провизорам непонятной, абсолютно непродуманной и, главное, не приспособленной для специалистов.

НМО вводится для того, чтобы медицинский или фармацевтический работник постоянно повышал свою квалификацию, был в курсе современных подходов и методик лечения заболеваний. Для этого специалист должен регулярно получать кредитные единицы, посещая конференции, образовательные курсы и семинары. Каждому специалисту требуется набрать определенное количество баллов, чтобы подтвердить действительность своего сертификата врача или провизора, без которого он не может осуществлять свою профессиональную деятельность. Обучение в системе НМО должно быть бесплатным для работников системы здравоохранения и оплачиваться из средств ФОМС.

НМО за свой счет

Однако на деле ситуация значительно отличается от того, что декларируется. Провизоры и врачи жалуются, что чаще всего ФОМС ничего не оплачивает, и проходить обучение они вынуждены за свой счет.

Так, фтизиатр из Орла пишет, что уже два года учится за собственные деньги просто потому, что их медицинская организация не работает с ФОМС. «В итоге для меня «бесплатные» баллы обходятся дороже платных», - комментирует врач.

Его коллега из Санкт-Петербурга говорит, что в их городе ситуация не лучше: «Я пыталась подать заявку на обучение за полгода. В сентябре, когда появилось расписание, мне сказали, что заявки подаются за 21 день. Когда я сделала это вновь, оказалось, что бесплатных мест не осталось, да и на работе отказались согласовывать заявку. В итоге недельный курс я прошла за свои деньги - 10 тыс. рублей. Ничего нового не узнала».

Отдельная каста - врачи частных клиник. «О нашем существование вообще забывают при создании регистров, при организации НМО, подсчете зарплат. Даже если предположить, что не все из нас одинаково хороши, это вовсе не значит, что частной медицины совсем нет, и что нам не нужны рабочие места», - добавляет кардиолог из Москвы.

НМО не дает знаний

Медработников особо огорчает и то, что знаний образовательные курсы в системе НМО как правило не дают. Педиатр из Оренбурга добавляет, что многие преподаватели сами ни разу не видели больного, «так чему они могут научить?»

Медицинские специалисты совершенно не против того, что врач должен постоянно обучаться, но организовано это должно иным образом.

«Гораздо полезнее научить обобщать информацию из научных журналов, систематизировать или проводить свои небольшие наблюдения, пусть хоть это будет минимальная выборка из 10 или 20 пациентов, - считает кардиолог из Москвы. - Надо так все организовать, чтобы у врача были время и силы на самостоятельную работу. Врач должен сам читать, набирать минимальный материал, взаимодействовать с профессорами. А у нас профессора - сами по себе, врачи - отдельно».

Нефролог из Омска подтверждает мысль: «В свое время меня научили всему и, главное, научили мыслить самостоятельно, не бояться принимать решения, постоянно читать, искать нужную информацию, чтобы поставить пациенту правильный диагноз и назначить лечение. Таким должно быть обучение!». «А именно этого у нас в системе НМО нет, - соглашается кардиолог из Набережных Челнов. - Можно перечитать хоть все нужные тебе источники, но баллов ты за это не получишь. Зато принудительно в десятый раз слушать одно и то же ты обязан».

Система НМО не продумана

Помимо претензий к качеству образования, врачи считают все систему громоздкой и неудобной. Зато, как выразился терапевт из Уфы, «все сыты и загружены работой».

«Я считаю, что достаточно раз в пять лет пройти дистанционное обучение, также дистанционно сдать экзамен, получить по электронной почте сертификат и все. А это НМО только мешает людям работать», - пишет рефлексотерапевт из Читы.

Система НМО не предусматривает и того, чтобы обучение проходили женщины-врачи, находящиеся в декрете. Судя по комментариям медицинских работников, набрать баллы во время декретного отпуска сложно, а получить «отсрочку» нельзя. «Набрать дистанционно свои баллы через Интернет нельзя, да и возможности у меня такой нет, так как сижу дома со школьником и грудничком. И что, меня уволят по выходу из декрета?» - интересуется невролог из Смоленска.

«Действительно, женщина, родившая ребенка, имеет законное право на 3 года полностью отойти от профессиональной деятельности. Получается, НМО это факт игнорирует. Даже в вузе можно взять академический отпуск, а здесь - нет», - соглашается офтальмолог из Йошкар-Олы.

Врач функциональной диагностики из Волгограда выход из этой ситуации видит в прохождении заочных циклов повышения квалификации, которые длятся 36 часов. «Только оплачивать такой цикл придется самостоятельно на договорной основе как физическое лицо. Хотя даже работающим врачам работодатели не оплачивают эти циклы НМО, ссылаясь на отсутствие приказа Минздрава, обязывающего это делать», - добавляет он.

Получается, что система НМО только на бумаге выглядит стройной и продуманной. Однако при реальном применении ее в жизнь все оказывается намного сложнее и запутаннее. «Мне кажется, что само Министерство здравоохранения до конца не понимает, что такое НМО, поэтому в данном вопросе такая неразбериха», - комментирует офтальмолог из Йошкар-Олы. А психиатр из Москвы уверен, что «все эти проекты с НМО - преступление, направленное на выдавливание остатков медицинских кадров».

Врачи, обсуждая систему непрерывного медицинского образования, пытаются рассуждать логически: если у специалиста есть диплом врача, удостоверение об окончании интернатуры, запись в трудовой книжке об окончании клинической ординатуры и учебе в аспирантуре, сертификат специалиста по другой медицинской специальности, то понятно, что он приложил максимум усилий для достижения такого результата. Это - и множество прочитанных монографий, и учебников, прослушанных лекций, и самостоятельно изученного материала. Такой «послужной список» уже является главным подтверждением действительности сертификата. И если врач пять лет каждый день удаляет пациентам аппендикс, то он знает, как это делать. Забыть он этого уже не сможет. Зачем же каждый раз это доказывать?

Так считают многие специалисты. Они не видят смысла в НМО. Подытоживая, врач-педиатр из Санкт-Петербурга сказал, что сам игнорирует НМО и не собирается набирать баллы: «У меня нет времени этим заниматься. Считаю, что врач должен иметь выбор: или НМО, или обучение один раз в пять лет».

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600

Правовая регламентация системы непрерывного медицинского образования: вопросов больше чем ответов

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для врачебного сообщества является вопрос о необходимости вступления в систему непрерывного медицинского образования с целью прохождения в последующем процедуры аккредитации специалиста, предусмотренной ст. 69 .

Действительно ли нужно вступать в систему непрерывного медицинского образования? Попробуем разобраться.

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать действующее законодательство. Сразу стоит отметить что определения " системы непрерывного медицинского образования", равно как и "непрерывного медицинского образования" не содержится ни в одном действующим на настоящий момент нормативно-правовом акте. При этом стоит отметить, что Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" поставлена задача создания системы непрерывного медицинского образования. В данном контексте также следует упомянуть ч. 2 ст. 82 " в которой говорится о том, что " реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации".

Так, согласно ч. 6 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют, лица получившие медицинское или иное образование и свидетельство об аккредитации. То есть уже сейчас согласно федеральному закону у всех практикующих врачей должен быть на руках такой правоустанавливающий документ на занятие медицинской деятельностью как свидетельство об аккредитации, что косвенно подтверждается требованием ст. 65 ТК РФ, устанавливающей обязательное предоставление при заключении трудового договора документа об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Свидетельство об аккредитации, наряду с дипломом о медицинском и ином образовании как раз и является одним из таких документов по смыслу (устанавливает порядок выдачи свидетельства об аккредитации) и (устанавливает Положение об аккредитации).

В свою очередь, таким правоустанавливающим документом также является и сертификат специалиста. Так, ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. С точки зрения правоприменения, это фактически означает, что лица имеющие подобный сертификат имеют право заниматься медицинской деятельностью до окончания его действия.

И с 2021 года проходить процедуру аккредитации. Данный тезис также подтверждается "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". Данный приказ фактически устанавливает, что процедура аккредитации для лиц, получивших медицинское образование до 1 января 2016 года начнется с 2021 года.

По смыслу действующего законодательства основанием для прохождения аккредитации согласно Приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н является предоставление комиссии отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио), который должен предоставить каждый доктор, для того чтобы пройти аккредитацию после 2021 года, когда истечет срок действия его сертификата, чтобы работать дальше. И вот тут-то и возникает некоторое непонимание - а что это за индивидуальные профессиональные достижения и программы повышения квалификации и каков порядок их прохождения?

Ответ содержится в проекте Приказа Минздрава "Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях", размещенный на портале НМО. Так, согласно п. 17 данного документа обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение 5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации.

В свою очередь, п.п. 18 - 19 предусмотрено,что для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц .

В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов , разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования.Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц.

Однако на настоящий момент данный проект не является нормативно-правовым актом, следовательно можно констатировать, что новый порядок обучения медицинскими работниками совершенствования своих профессиональных знаний в системе непрерывного медицинского образования в настоящее время не установлен.

Вместе с тем требования действующего законодательства однозначны - с 1 января 2021 медицинские работники у которых истек срок действия сертификата специалиста, для того что бы в дальнейшем иметь право осуществлять медицинскую деятельность, должны пройти процедуру аккредитации, согласно положению, утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, а это значит - представить отчет об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации, то есть выполнить требования, порядок выполнения которых в настоящее время отсутствует .

Чем же эта неопределенность может грозить медицинским работникам?

Тем, что врачи, продлившие сертификат специалиста в период с 1 января 2016 года по настоящий день оказались в неопределенной ситуации, с одной стороны, им предстоит в 2021 и 2022 г. соответственно проходить процедуру аккредитации с предоставлением портфолио, с другой стороны - конкретные требования к содержанию портфолио, а именно общая трудоемкость разделов индивидуального плана, в настоящее время законодательно не установлены , а это значит что врачам придется руководствоваться лишь информацией, размещенной на портале НМО, т.е. информацией, не подкрепленной законодательно.

При этом на портале Минздрава в настоящее время открыты двое ворот для вступления в систему НМО - участие в модели отработки принципов НМО согласно (на добровольных началах) , и собственно система НМО, ориентированная, как можно предположить, на тех докторов, которым предстоит пройти аккредитацию после 1 января 2021 после истечения сроков действия их сертификатов, но функционирующая по сути без какого-либо правового обоснования.

Данная неопределенность также заставляет задаться следующими вопросами:

1. Кто должен оплачивать обучение по программам повышения квалификации в рамках НМО?

Поскольку порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
программам в настоящее время не утвержден, то возникает неопределенность с обязанностью работодателя установленной ч. 4 ст. 196 и п. 1 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Известно множество случаев, когда работодатели отказываются отпускать работников на конференции и оплачивать командировки. Все это конечно оспаривается, но требует определенных усилий и времени.

2. Будет ли принят проект Приказа Минздрава?

Ответ на этот вопрос превращается фактически в гадание на кофейной гуще. К тому же в любое время проект может быть изменен и в него будут внесены какие-либо иные требования. То что он будет изменен - сомнений практически нет , вот только что это будут за изменения, и как они отразятся на коллегах, которые уже сейчас стоят перед необходимостью набирать пресловутые часы - неизвестно .

Итак, подведем итоги:

1. В стране действительно идет эксперимент по "обкатке" принципов НМО в котором каждый может принять участие на добровольной основе.

2. Коллегам, срок действия сертификата которых не истек, можно как дождаться срока истечения сертификата и продлить его в обычном порядке и уже потом решать вопрос - вступать в систему НМО, либо принять участие в программе отработки принципов НМО в соответствии с условиями, установленными Приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837.

3. Для коллег, срок действия сертификата которых закончился после 01.01.2016 рекомендую несмотря на все неопределенности все же вступить в систему НМО. Мне видится, что к 2020 году для тех, кто не успел в 2016 году вступить в систему НМО будут так или иначе сделаны какие-то послабления при прохождении процедуры аккредитации, но это опять - гадание на кофейной гуще .

Очень надеюсь, что в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые как минимум внесут определенность в сложившуюся ситуацию.

Всем добра и пусть нам повезет!