Статьи как я стал фотографом. Сердж Рамелли


Можно долго спорить о том, что нужно знать настоящему фотографу. Кто-то скажет, «без видения

кадра - никуда!», другой настоит на умении подобрать правильную композицию и цветосочетание, а третий уверит, что тот, кто не держал пленочного фотоаппарата в руках, не имеет права называться фотографом. Мнений как всегда не счесть, но в одном согласны все: стать настоящим профессиональным фотографом суждено далеко не каждому.

Среди наших пользователей легко встретить фотографов самых разных уровней и направлений: от новичков-любителей и фрилансеров в начале своего профессионального пути, до первоклассных специалистов, которым любой вид съемки ни по чем. Чтобы попытаться понять, как выглядит профессиональный путь фотографа к вершине, мы побеседовали с одним из ведущих специалистов на сегодняшний день.

Знакомьтесь: Дмитрий Бочаров - фотограф, ретушер, видеограф, режиссер-постановщик и оператор, в общем - мастер на все руки, когда речь заходит о профессиональной съемке. Основная специализация: творческие и коммерческие проекты в области fashion, beauty и lifestyle. Находясь под впечатлением от работы с Дмитрием на съемках проекта « », мы решили побеседовать о творческом и профессиональном пути состоявшегося фотографа.

Вы помните первый раз, когда взяли в руки камеру? Знаете, даже не могу вспомнить, когда это было. Знаю, что первый раз держал камеру совсем ребенком, у бабушки в деревне - детские фотографии говорят об этом. А если говорить о том, когда я начал осознанно снимать, а не просто щелкать - это было в институтские годы, где-то на втором курсе.

Когда вы поняли, что фотография – ваше призвание? Призвание - громкое слово… Могу сказать, когда ко мне пришло однозначное понимание, что это то, чем хочу заниматься: еще во время института, когда впервые попробовал студийную съемку, меня всерьез затянуло. По окончании учебы убрал диплом в ящик стола, выбрав творческий путь. До сих пор безумно нравится.


Учились ли вы в школе фотографии? Не учился ни в какой школе! Основную теорию нашел в книгах и в статьях по фотографии. Но одной теории недостаточно. Практическую часть необходимо осваивать и практиковаться каждый день. Очень много бывает экстремальных ситуаций, которые человек может решить и не впасть в панику только при наличии соответствующего опыта. Не зря говорят, что опыт – лучший учитель.

Самый мощный источник вдохновения? Люблю путешествовать с любимой женой по красивым местам, слушать приятную музыку - все это вызывает вдохновение! Были в Европе, Азии, Индонезии, и США (вдоль и поперек). Штаты меня очень вдохновляют, мне там нравится многое, архитектура, природа, атмосфера, улыбки, сервис. А четыре месяца тому назад у нас родился маленький Роберт, это самое волшебное путешествие.

Какой вид фотосъемки вам нравится больше всего? Мне нравится сам процесс, снимаю много и очень разного… Начинал с фотосъемок в ночных клубах и репортажей, набравшись немного опыта, начал практиковать студийную съемку. После рождения сына снимаю детей и новорожденных. Но основным приоритетом сейчас все же является коммерческая, рекламная фотосъемка. В последние пару лет также занимаюсь профессиональной видеосъемкой.

Три правила успешной фотосъемки: Если говорить про коммерческий проект: классная идея, хорошая команда, настроение. На самом деле, персональные проекты не сильно отличаются в этом плане, тут также важна идея, люди, и настроение. И в любом случае - немного везения:)




Как вы относитесь к фотографии на смартфон? Отлично, 21 век:) Ничего не имею против.

С фотогеничностью рождаются, или можно ей научиться? Я твердо верю в то, что фотогеничен каждый. Очень часто я слышу, что «у меня только правая сторона или левая красивые»… Это миф, любая сторона рабочая. Нужно лишь найти подход к человеку, быть в той среде, которая его расслабляет, создать необходимую обстановку и настроение. Также необходимо правильно направить свет. Свет - очень важный момент, тут нужно много практики на разных типажах.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Фотографии, которые красочнее любых слов запечатлели символы эпохи, события, общества и человечества во всем его многообразии.

Тысячи снимков ежедневно попадают в СМИ, но лишь единицы из них способны пройти сквозь долгие годы не утрачивая своей ценности, разрушая самые крепкие цепи человеческого равнодушия.

Чаще всего привлекают внимание, оставляя след в памяти, страшные и шокирующие кадры с войн, терактов, очагов эпидемий и из социально неблагополучных мест. Но при этом есть работы, которые закрадываются в душу своей красноречивой «простотой», выбивающейся, из общей композиции, деталью или необычной историей снимка.

сайт собрал в этом материале одни из самых волнующих фотографий. Некоторые из них ужасают, некоторые вызывают уважение, а некоторые наполняют сердце теплом.

Подожди меня, папа

Перед глазами Клода Деттлоффа разыгралась личная трагедия маленького ребенка, когда он делал фотографии марша Полка Британской Колумбии 1 октября 1940 года. На снимке Клода пятилетний Уоррен Уайти Бернард бежит от своей матери к отцу, рядовому Джеку Бернару, с криком «Подожди меня, папа». Момент, запечатленный на фотографии, настолько пронзительно рассказывает о той боли, которую испытывают дети при расставании с отцами, что впоследствии фотография получила широкую известность: была опубликована в «Life» и висела в каждой школе Британской Колумбии во время войны. А Клод, проникнувшийся привязанностью сына к отцу, стал следить за этой разлученной семьей, и снял её воссоединение, после возвращения Джека с войны.

Солнечный край

Стив Макарри обладает удивительной способностью снимать фотографии, которые рассказывают целые истории своих героев. На снимке фотографа разрушенный войной Афганистан, и парень, лицо и глаза которого могут сказать больше любых слов. Яркий цвет фруктов на фоне безрадостной серой гаммы вселяет некую надежду, делая снимок жизнеутверждающим.

Рискуя жизнью

Снимок легендарного Сэма Абеля. Незатейлевый, на первый взгляд, он чуть не стоил жизни фотографу. История автора: «В 1986 году я в очередной раз приехал в СССР в командировку. На этот раз меня поселили в гостинице „Националь“ с прекрасным видом на Манежную площадь и Московский Кремль. В один из скучных вечеров после рабочих съемок я сидел у себя в номере и думал, чем бы себя занять. Достал камеру и начал фотографировать вид из окна. Получалась эдакая туристическая открытка - чего-то явно не хватало. И тут я вспомнил про груши, привезенные с собой (в перестроечном СССР на фрукты был особый дефицит), и подумал, что они смогут разгрузить обстановку.
Я стал раскладывать их на подоконнике, как вдруг заметил, что по брусчатке в сторону Манежной площади движется правительственный кортеж Горбачева, состоящий из трех машин: представительного ЗИЛа и машин сопровождения. Я навел на него объектив, радуясь, что получу необычный кадр. Но службе безопасности Михаила Сергеевича это не понравилось. В считанные секунды (я еще не успел ничего понять) раздался выстрел. Почти беззвучный. В страхе я отпрянул назад. Понимая, что с этими людьми шутки плохи, я решил в окно больше не высовываться и сидел тихо, пока кортеж не миновал. Натюрморт из-под подоконника с одной из груш, помеченной выстрелом, - это все, что осталось мне на память от этой истории».

Удивительный снимок был куплен журналом National Geographic за рекордно высокую сумму - 220000 USD.

Битва за Сайгон

В те годы агентство Magnum, на которое работал фотограф, столкнулось с трудностью продажи снимков Гриффитса. Слишком ярко в них были отражены страдания мирного населения и жестокость по отношению к нему американских солдат. Это заставило Филипа опубликовать книгу «Vietnam Inc» в 1971 году, которая включала многие работы, не опубликованные в свое время. Книга сильно повлияла на восприятие американцами Вьетнамской войны.

Американская мечта

Снимок восьмилетней девочки, сделанный на мексиканской мусорной свалке, прославил фотографа Джанет Джармен. В августе 1996 года Джанет отправилась в исследовательскую поездку в Мексику. Местные активисты привели ее на городскую свалку в Матаморосе, расположенную вдоль американо-мексиканской границы. Среди дыма, огня и сточных вод Джанет заметила девочку, которой тогда было всего 8 лет. Марисоль вместе со своей семьей искала среди мусора вторсырье для продажи в пункты переработки. Она мечтала о переезде в Америку. «Пусть женщина возьмет твою фотографию, - сказала ее мама. - Однажды она сможет стать знаменитой». Эти слова оказались пророческими для Джармен, а жизнь Марисоль стала главной её темой более чем на 15 лет.

«Золотой» плен

Единственное, что мешает Маркусу Блисдейлу быть полностью довольным жизнью - это ночные кошмары. Он провел в Конго более семи лет, фотографируя что-то отдаленно похожее на жизнь, и знает, что около 1250 человек там ежедневно настигает смерть. Совсем не просто вернуться из Конго и жить прежней жизнью.

На фотографии Маркуса рабочие, которых удерживают на таможенных складах. Их заставляют добывать золото в каменоломнях горы Монгбвалу. Люди трудятся целыми семьями. Золотодобыча ведется с целью финансирования военных кампаний.

На дне

В Америке имя Горона Паркса стало символом победы человека над обстоятельствами. Паркс - первый темнокожий фотограф, снимавший для Life и Vouge, первый режиссер-афроамериканец в «белом» Голливуде.

Паркс много и успешно работал над темой расовой дискриминации в Америке, снимая жизнь и войны молодежных банд Гарлема. На одном из своих снимков фотограф запечатлел Бесси Фонтенелли и ее четверых детей в отделе социального обеспечения. Женщина, озабоченная судьбой детей и придавленная нищетой, сталкивается с типичным «белым» клерком. Фотографу удалось уловить тот самый миг, когда лица героев горят красноречивее любых слов, а отстраненность от проблем социально незащищенных слоев прекрасно передана спиной «вершителя судеб» к камере.

Переступить черту

Фотография, сделанная Алексом Уэббом, рассказывает о том, с чем порой приходится сталкиваться людям на границе США и Мексики. Мы не знаем, чем закончилась это история, но яркие цвета, нависшие облака и вертолет на заднем плане переносят нас в какую-то сказочную страну, смягчая драматизм ситуации.

Невосполнимая потеря

Эта фотография, опубликованная во всех СМИ мира, сделана Крисом Хондросом. Он находился в составе армейского подразделения в Tal Afar, когда один из солдат на контрольно-пропускном пункте убил родителей забрызганной кровью девочки. Хондрос был отозван из подразделения после того, как снимок попал в СМИ.

Карьера фотожурналиста закончилась трагически. Он был смертельно ранен в Мисурате, Ливия, вскоре после того, как успел снять жестокую перестрелку мятежников и правительственных войск с близкого расстояния.


Беженцы в лагере в Эфиопии

Этот снимок сделан Себастьяном Сальгадо в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, отражают ощущение хаоса в их жизни. Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа - создают идеальную симметрию. А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.


Меня часто спрашивают, давно ли я стал фотографом. И ответ на этот вопрос для меня не так прост. Я попробую ответить на него в этом посте. Текст будет длинным, но буду рад, если дочитаете до конца.

Первый фотоаппарат у меня появился году эдак в 2005. Это была прекрасная мыльница Canon. Тогда я начал делать первые снимки и, конечно, казаться себе гением. Делал все то же, что и другие творческие люди, которым впервые попадает камера в руки - снимал против солнца, фотографировал тени и блики на воде. Многие меня хвалили, и я был этим доволен. Поэтому вместо того, чтобы начать учиться фотографировать, просто стал снимать больше.

Снимал в путешествиях, на проулках в основном для себя. Многие фотографии с того периода до сих пор лежат мертвым грузом в недрах одного из жестких дисков.

В 2010 году мне подарили первую зеркалку. К тому моменту фотоаппарат мне часто пригождался на работе. Я работал на телеканале "Россия" и периодически ездил на съемки разных шоу, сериалов и фильмов. Там я снимал бэкстейдж для социальных сетей. Плюс я очень люблю ходить на концерты, поэтому их я тоже снимал.

Но мысль о том, что я гений, к тому моменту уже прошла, хоть меня периодически и хвалили. Я видел, как снимают люди вокруг, и понимал, что не тяну. Как и многие, я начал думать, что моя техника слишком слаба для хороших фотографий. Мысль о том, что хорошо бы начать учиться фотографированию и обработке начала посещать меня, но комплексы и лень говорили, что все равно ничего не получится. Я хватал какие-то обрывки информации, получал ценные советы, но, как я потом узнал, это была лишь капля в море.

Потом у меня украли фотоаппарат, за день до премьеры "Кота в сапогах", где я должен был снимать Антонио Бандероса и Сальму Хайек для одного киносайта. Я срочно купил фотоаппарат получше и съемка состоялась. И вот тут, казалось бы, надо начинать учиться. Но я снова прошляпил эту возможность. Я совершенно не воспринимал себя фотографом, хотя многие мои знакомые уже начали считать меня таковым.

В 2015 году я ощутил всю тяжесть кризиса 30 лет. Мысль о том, что я занимаюсь не своим делом выела меня изнутри, как червяк яблоко. Я уволился с ВГТРК и уехал в Крым, чтобы разобраться в себе. Передо мной встал вопрос - чем я хочу заниматься дальше? На этот вопрос я не мог себе ответить несколько месяцев. И тут очень важную роль в моей судьбе сыграла Алёна, которой я очень благодарен за это.

Она прирожденная модель и очень любит сниматься. При этом у нее всегда очень много идей и образов для съемки. Она стала организовывать нам фотосессии и я быстро вошел во вкус. С ней мы провели мою первую в жизни студийную фотосессию. Она же принесла мне первые коммерческие заказы на съемку в Крыму. Порой она даже выступала визажистом на моих съемках! Безмерная благодарность!

Тут уже деваться было некуда - я начал учиться и очень интенсивно. А заодно посыпать голову пеплом - почему я не начал делать этого раньше. Сейчас я учусь каждый день и на каждой фотографии.

В Крыму я купил себе профессиональный фотоаппарат, после чего у меня прямо из дома украли мою предыдущую камеру вместе с двумя объективами. Съемка всего - от еды до репортажей - с одним объективом 50 мм, который у меня остался, окончательно убедила меня, что техника - это не самое главное в фотографии. Она накладывает определенные ограничения или, наоборот, дает возможности, но сделать гениальный кадр можно на абсолютно любую камеру.

С тех пор я стараюсь повышать свой уровень постоянно. Каждая съемка открывает для меня что-то новое. Каждая фотография полна интересных возможностей для развития. И я получаю от этого громадное удовольствие!

Так я перекочевал в стан профессиональных фотографов, где буду расти и развиваться, надеюсь, еще долго!

И вот что хочу сказать в довершение. Научиться быть гением, наверное, нельзя. Но стать профессионалом может каждый, если вложит достаточно усилий в обучение и оттачивание ремесла. Это касается любого дела. Так что если вы боитесь или сомневаетесь в своем увлечении, перестаньте это делать и начните учиться и развиваться в том, что вам по-настоящему интересно. У вас все получится рано или поздно - не сомневайтесь!

Всего вам самого лучшего и успехов во всем!

Если вам она понравилась моя история, буду рад репосту

Мир моды удивителен, и порой он раскрывает не только молодые таланты, но и вполне зрелые личности. Так же случилось и с Марио Тестино. Сегодня ему 58 лет, его имя знает весь мир и все думают, что он уже давно крутиться в светских кругах. Но судьба у него была далеко не такой, как кажется.

Родился он в Перу 30 октября 1954 года в довольно обеспеченной семье (отец занимался нефтяным бизнесом). Поначалу мальчику захотелось стать священником, однако родители распорядились иначе. Отец однажды взял его в деловую поездку в Америку, где сын исполнял роль переводчика, так как неплохо знал английский. После расширения своего кругозора он уже понял, что церковь его не очень-то привлекает, и, прислушавшись к советам отца, поступил в Universidad del Pacifico на экономический факультет. Но он его не окончил, а перевелся в Католический университет на юридический. Однако и это учреждение не стало последним. Далее было еще три высших учебных заведения, ни одно из них так и не выдало ему диплома о завершении учебы.

Трудно сказать какую он получил специальность в итоге, но больше его увлекала фотография. Поначалу это было просто увлечение, постепенно превратившиеся в постоянное занятие. Чтобы обрести нормальные знания о выбранном направлении, он пошел в подмастерья к Джону Викерсу. Как известно, поначалу всем трудно, так же было и с Тестино. Из-за нехватки денег ему пришлось устроиться официантом.

Через несколько лет, в 70 -х годах, он взял кредит в банке и купил себе первые осветительные приборы. Первыми моделями стали такие же барменши, как и он.

К 90 -м годам он уже прочно стоял на ногах как профессиональный фотограф, его имя начало приобретать некую популярность.

Самым успешным и важным в его карьере стал 1995 год. Случилось так, что Мадонна уже была знакома с некоторыми его работами и пригласила его снимать фотосессию для Versace, в которой она была главным лицом. Так началась его карьера в большом мире моды. Благо Версаче по достоинству оценил работы пока неизвестного фотографа, и назвал серию подготовленных им фотографий «Madonna by Testino». Они были напечатаны во всех популярных изданиях. Не нужно и говорить, какая получилась реклама.

С тех пор его имя начало появляться на слуху среди самых высоких лиц в моде. А 1997 год принес ему еще 10 лет неоспоримого успеха. Марио Тестино славился тем, что по-особенному относился к фотомоделям. Он старался их разговорить, понять их характер, а уж потом делать снимки. Так же случилось и тогда, когда ему предложили сделать фотосессию для принцессы Дианы. У него получились очень высококачественные работы. Впрочем, их заметили только после смерти королевской особы. Его стали называть одним из последних людей, кто с ней работал.

К слову нужно сказать, что в его объектив попали еще и такие коронованные особы как , принц Чарльз, Рания (королева Иордании). А среди звезд, к Марио обращались Кэтрин-Зета Джонс, Лиз Херли, Кэмерон Диаз, Мэг Райан и многие другие.

В 2008 он даже выпустил фотоальбом под названием Let Me In, в котором поместил снимки всех знаменитых людей, с которыми работал. И отличительной чертой этого альбома стало то, что тут были не просто фото звезд, а снимки, на которых они предстали перед миром совсем в ином образе, в таком, в котором их никто ранее не видел и даже не подозревал, что он может существовать. Конечно, Марио предварительно договорился о его публикации, с каждым, чье фото он решил использовать, и надо сказать, что все на удивление быстро согласились, зная его прекрасные качества фотографа. На такое раньше никто не решался.

Сегодня он работает с самыми модными домами, создавая для них культовые рекламные кампании. Например, он работал с такими марками как Барберри, Ив Сен Лоран, Шанель, Живанши и прочими. Также он не брезгует выполнять и другие виды работ, по типу создания репортажей о тех или иных знаменитостях. А начинающие модели из Перу могут с легкостью попасть к нему на фотосессию, поскольку он никогда не забывает о своем происхождении.

Сотрудничеством с ним могут похвастаться журналы Vanity Fair, Arena, GQ, The Times, Vogue, Dazed & Confused и др.

Известно, что у него есть четыре личные фотостудии в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Лос-Анджелесе. Также он регулярно устраивает выставки своих работ (кстати, первая была проведена еще в далеком 1997-м после похорон леди Ди) и уже успел выпустить несколько книг.

Секрет его успеха кроется в своеобразном восприятии мира и отношению к фотомоделям. Бренды любят с ним работать, так как он умудряется создавать такие снимки, которые реально продают одежду. Не каждому фотографу такое удается.

Вот так, в преклонном возрасте, этот мужчина известен во всем мире. Он никогда не сидит на месте и у него еще есть масса идей, которые он обязательно воплотит в жизнь.

Лев Долгачев родился в Новосибирске, но вырос и живет в Таллинне, в Эстонии. Помимо фотографии, Лев интересуется огромным количеством вещей: автогонками, путешествиями, игрой на электрогитаре, самообразованием. Но главное его увлечение на данный момент – Syda Productions. «В последнее время это не столько непосредственно фотография, сколько менеджмент и управление, – признается Долгачев. – За год я прочел массу книг по бизнесу, не говоря уже о несметном количестве «переваренных» видео- и аудиоматериалов. По фотографии – в разы меньше. Хотя тоже немало».

– Как вы стали фотографом?

Фотографировать мне нравилось всегда. Бесконечные фотокружки в школе, увеличители-проявители-закрепители, полная квартира проявочных бачков и так далее. Потом цифровая фотография. Затем снова плёночная, на новом этапе, и за ней – опять цифровая.

Профессиональная работа началась с 2006-го года, когда оказалось, что мои творческие эксперименты востребованы на микростоках. Тогда и возникло желание куда-то расти профессионально. С тех пор только этим ростом и занимаюсь, с переменным успехом. Пару лет назад, когда мы решили попробовать силы, кроме микростоков, ещё и в «модной фотографии», я ездил учиться по специальности Fashion Photography в Central St. Martins, в Лондоне. Было очень интересно и полезно. В Лондоне совершенно особенная атмосфера.

– Вы представляете свои изображения под брендом Syda Productions. Как возникла эта компания?

Начиная с какого-то момента, мне стало ясно, что в одиночку все процессы, необходимые для успешного бизнеса в производстве медиа-контента, я не потяну. Организация съёмок, скаутинг моделей, фотографирование, редактирование, ретушь, контроль качества, загрузка в фотобанки, плюс масса других моментов. Тогда началось сотрудничество со специалистами, часть из которых впоследствии составила «костяк» команды. До недавнего времени мы лицензировали свою продукцию под моим именем, в конце прошлого года разобрались со всеми необходимыми формальностями, и наконец-то стали работать под брэндом Syda Productions.

В команде на данный момент 9 – 10 человек, плюс сторонние специалисты, которых мы привлекаем по мере необходимости. Размер команды регулярно меняется, иногда увеличивается, иногда – уменьшается. Поэтому я назвал такую неточную цифру, 9 – 10. До последнего времени мы активно увеличивали размер команды, что будет через год – мне сложно предсказать, развиваемся мы динамично. Возможно, нас будет 15 или 20. Но сейчас я скорее склонен к политике очень точного приложения силы меньшим количеством людей, чем к «разбуханию» штата. Поэтому, скорее всего, через год это будет по-прежнему маленькая команда человек из 10-12. Дружная, весёлая, профессиональная и эффективная.

Подбор людей – всегда сложный процесс. С кем-то получается отлично сработаться, с кем-то приходится расставаться. Чаще срабатываемся. Срабатываться вообще всегда приятнее, чем расставаться. В целом, сначала мы смотрим на профессиональные качества, потом уже на личные. Если и то и другое нам подходит – мы приглашаем человека с нами работать.

– Как бы вы описали ваш стиль как фотографа и стиль вашей компании?

Если наш стиль и можно как-то назвать, то название будет очень простым – «стиля нет». Мы снимаем разное, по-разному, постоянно пробуем что-то новое. Критерий только один – востребованность на рынке. Чем выше коммерческий потенциал темы – тем интереснее она нам. Стоковая фотография, как и любое другое производство, должна очень чётко отвечать требованиям рынка.

Если со стороны кто-то узнаёт наши работы по стилю – замечательно. Но сами мы никакой специальный стиль не выстраиваем. Любой стиль – набор ограничений, не всегда полезных.

– Какие рабочие «хитрости» у вас есть?

Хитрость есть только одна, и она очень простая – постоянный выход из зоны комфорта.

Если Вы знаете, что «у чёрта на рогах» можно снять коммерчески удачные сюжеты – надо ехать снимать «к чёрту на рога». Даже если не хочется, не можется, страшно или очень неудобно. А когда и там всё стало легко, удобно и привычно – пора двигаться дальше. Туда, где вот прямо сейчас «надо бы, но не хочу, не могу, страшно, неудобно». Развитие, постоянное развитие. Как только Вы говорите себе «ну всё, мы в полном порядке» – это конец пути. Всегда должны быть новые вызовы и новые горизонты.

– На каком оборудовании вы работаете?

Свет – студийные и батарейные генераторы Profoto.

– Вы работаете только с Fotolia или с другими микростоками тоже?

Мы работаем со всеми крупными микростоками, которые платят вменяемый процент авторских отчислений, хорошо делают маркетинг и не участвуют в демпинговом понижении цен.

– Как много времени уделяете работе с микростоками?

Последние 7 лет, лично я – 120 часов в неделю. В той или иной форме. В принципе, я либо сплю, либо работаю. Даже если со стороны не всегда очевидно, что я работаю. Иногда я решаю взять себе выходной или два, всем говорю, что меня завтра на работе не будет, а ребята смеются: «Знаем мы твои выходные. Завтра увидимся».

Остальные члены команды – официально в среднем 40 часов в неделю. На самом деле – тоже в той или иной степени «перерабатывают», поскольку эмоционально вовлечены в работу не меньше, чем я. И это безумно радует. Мне вообще везёт в жизни с людьми, и я считаю, что главная сила и залог роста Syda Productions – это команда.

– Как начали работать с Fotolia?

Fotolia – первый сток, на который я стал загружать фотографии. Если не ошибаюсь – ещё в 2005-ом году. Если посмотреть самые старые работы в нашем портфолио – это сканы плёночных слайдов, снятых на Leica M3, я тогда был увлечён плёночной фотографией. Кое-что до сих пор продаётся.

– Почему обратили внимание на Fotolia?

Fotolia довольно быстро и уверенно вошла в число лидирующих на рынке фотобанков, поэтому не обратить внимание на такого крупного игрока было бы невозможно в принципе.

– Вы наблюдаете за развитием Fotolia? Какие-то тенденции можете определить?

Развитие Fotolia, в общем смысле, радует и продолжает внушать оптимизм. Динамика последнего года очень хороша.

При этом не все последние маркетинговые решения в плане ценовой политики мне кажутся оправданными – я вообще считаю, что сейчас любое понижение цен не будет иметь позитивного влияния, скорее, наоборот. Сейчас позицию «снизу» стремится занять, и обязательно займёт, рынок контента, сделанного мобильными телефонами. Вот там и должны быть «ценовые войны».

А традиционные (наверное, уже уместно употреблять это слово) микростоки, такие как Fotolia, наоборот, могли бы поднять цены от текущего уровня процентов на 20-30. Среди прочего, это мотивировало бы крупных контент-провайдеров, для которых производство высококачественного материала с годами становится всё дороже, массово отказаться от работы с мелкодемпинговыми фотобанками «третьего эшелона».

– Какие бы советы вы дали начинающим фотографам, которые только пришли в микростоки?

Не ждите быстрых и лёгких денег. Работа с микростоками – это тяжёлый каждодневный труд, постоянный рост над собой, полная и абсолютная безжалостность к себе. Никто Вам ничего не должен. Ни фотобанки, ни покупатели. Когда снимаете и когда загружаете работы в фотобанки – думайте не о себе, а о конечном клиенте. Чётко понимайте, кто, почему и зачем может захотеть купить лицензии на ваши работы. Творческий элемент никто не отменял, но серьёзная работа с микростоками – это производство, причём в высококонкурентной среде. Если Вы хотите добиться успеха – без осознания этого факта будет очень сложно.

И при этом – сильный всегда пробьёт себе дорогу. Нет ничего невозможного ни в одном бизнесе. Самые успешные, самые лучшие, самые продаваемые авторы – точно такие же живые люди, как Вы. Дорогу осилит идущий. Так что, если чувствуете, что это – Ваше, то «полный вперёд» и удачи!