Цели и функции государственной службы. Функции и правое регулирование государственной гражданской службы Функции государственной гражданской службы рф

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Цели, задачи, функции государственной гражданской службы

Одной из серьезных проблем государственной гражданской службы является определение ее целей, задач и функций. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы государственной службы России, в том числе гражданской, легально определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то ее цели, задачи и функции - нет. Поэтому «дерево целей» государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.

В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной гражданской службы. Наиболее часто в научной литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. По уровням цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие. Главная, на наш взгляд, цель административной власти - служить интересам государства, а через него - общества.

К стратегическим целями государственной службы, таким образом, относятся:

  • служение государству и обществу;
  • качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц;
  • повышение эффективности работы государственного механизма.

Кроме того, перед государственной службой политической властью в соответствии с политической и социально-экономической конъюнктурой ставятся среднесрочные и текущие цели, выраженные в различных программах.

По отраслям или с содержательной точки зрения все цели государственной службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные.

Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности, исполнительной вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института В свете сказанного государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы - образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением, регулирования и предотвращения социальных конфликтов в обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.

Экономические цели направлены на повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т.д.

Правовые цели ориентированы на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.

Организационные цели направлены на организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, на повышение уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

В научной литературе встречаются различные трактовки сущности и содержания функции государственной гражданской службы. Анализ вопроса показывает, что пока отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций государственной гражданской службы. Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы, что не совсем оправданно.

Каждый государственный орган, его структурное подразделение, каждый государственный служащий имеют свою, характерную только для них функцию. Поэтому государственную гражданскую службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и гражданских служащих.

В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функций государственной службы.

  • управленческую (административную);
  • организационно-распорядительную;
  • правовую;
  • сервисную;
  • социальную;
  • экономическую;
  • культурную;
  • воспитательную.

По отраслевому признаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции подготовки государственных решений и их выполнения, принятия и реализации административных решений. Принятие государственных решений - это прерогатива политической власти, а административных решений - государственной службы.

По сущностным сторонам гражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института публично-правового отношения. В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной служебной деятельности, как правового института, как социального института, как публично-правового отношения.

Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности является организация работы аппарата государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы планирования. организации, распоряжения, координации, информации. стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место здесь занимают вопросы профессиональной переподготовки чиновников, повышения их ответственности за соблюдение служебной дисциплины и правил служебного поведения.

В ряду функций государственной гражданской службы как правового института на первый план выходят функции соблюдения Конституции РФ, реализации законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов, в том числе о государственной службе, регулирования правового статуса государственных служащих.

Центральной функцией государственной гражданской службы как социального института является реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т.д.

Функции государственной службы как публично-правового отношения государства и служащего нацелены на правовую и социальную защищенность чиновников, на создание благоприятных правовых и иных условий прохождения государственной службы, на регулирование денежного содержания и численного состава государственных служащих.

Четвертая классификация функций государственной службы связана с технологией управления. Ее сторонники справедливо исходят из того, что главной функцией государственной гражданской службы является государственное управление. По управленческому циклу, по А. Фай ото, можно выделить функции прогнозирования, организации, распоряжения, координации, контроля.

В юридической науке под функциями государственной службы понимают прежде всего правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Как видим, спектр функций государственной гражданской службы очень широк, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще и в государственном управлении в частности менее всего разработана. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей". Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. II. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ .

В свою очередь, А.Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:

  • – упорядочение работы государственного аппарата;
  • – установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
  • – определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
  • – регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
  • – формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы .

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают на втором плане.

Цели государственной службы можно классифицировать:

  • 1) по степени общественной важности:
    • – стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием;
    • – тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
  • 2) по результатам:
    • – конечные;
    • – промежуточные;
  • 3) по времени:
    • – долгосрочные;
    • – среднесрочные;
    • – краткосрочные;
  • 4) по сферам общественной жизни:
    • – экономические;
    • – политические;
    • – социальные;
    • – духовные.

Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти, в предоставлении государственных услуг. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

  • – обеспечение конституционного строя;
  • – выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
  • – подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
  • – создание организационных структур государственной власти;
  • – принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
  • – защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
  • – создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

По мнению, В. Д. Граждана, в системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы .

Таким образом, каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Понятие "функции государственной службы" и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования данного института. В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер. Одни авторы под функциями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий. Другие – рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовых норм.

Функции государственной службы – основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства .

Можно также утверждать, что функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Последнее утверждение основано на том, что государственная служба согласно законодательству Российской Федерации призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти.

Выполняемые государственными служащими функции подразделяются на социально-политические (общие) и специально-юридические.

К общим функциям государственной службы можно отнести:

  • – управление общественными делами (в этой связи государственную службу можно рассматривать как организационный институт);
  • – целеполагание – функция, предназначение которой состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования государства и общества в целом, модель его будущего развития, алгоритм государственного управления;
  • – прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов (в основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития, она связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями);
  • – планирование – это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать в государственных органах (в ходе планирования производится определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в обществе и государственных органах);
  • – организацию – создание и упорядочивание структуры государственной службы и государственных органов, их штатов, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов (предназначение государственной службы состоит в организации жизни граждан и, как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека);
  • – контроль – установление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами;
  • – учет – фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе;
  • – координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
  • – информационное обеспечение деятельности государственных органов и жизни общества, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

В последние годы государственная служба все чаще рассматривается как производитель государственных социальных услуг. Речь идет об образовании, здравоохранении, безопасности и т.д. Поэтому можно говорить о такой функции государственной службы, как производство государственных услуг.

Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права.

Для динамичного развития общества большое значение имеет регулятивная функция государственной службы. Государственные служащие играют активную роль в регулировании отношений между социальными группами в экономической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества. В этих целях устанавливаются правила, нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих. Это проявляется при разработке различных программ, законопроектов, принятии политических решений.

К специально-юридическим функциям государственной службы относятся:

  • правотворческая (государственные служащие принимают активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, их экспертизе, аналитической и справочной работе правотворческого процесса);
  • правоприменительная (государственные служащие претворяют в жизнь нормы конституций, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ).
  • правоохранительная (государственные служащие защищают установленные нормы права от нарушений субъектами правоотношений, в этих целях используются органы контроля и надзора, методы принуждения).

Конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностными инструкциями.

Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов.

  • См.: Старилов Д. Н. Курс общего административного права: в 2 т. М.: Порма-ИНФРА, 2002. Т. 2. С. 42.
  • См.: Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. С. 73.
  • См.: Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учеб, пособие. М.: Юркнига, 2005. С. 48.
  • См.: Там же. С. 50.

Вопрос о целях государственной гражданской службы несмотря на свою важность носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

  • - охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
  • - формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
  • - обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
  • - совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
  • - обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
  • - создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. Н. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленых в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации. В свою очередь, А. Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:

  • - упорядочение работы государственного аппарата;
  • -установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
  • - определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
  • - регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
  • - формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратных потребностях, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

На взгляд автора, цели государственной службы должны совпадать с национальными целями. В этой связи, заслуживает внимания точка зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства можно считать создание условий, позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремиться к достижению собственных целей, ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей".

Формулирование целей государственной службы представляет собой достаточно сложный и противоречивый процесс. В основе рационального подхода к постановке целей для государственной службы лежит обмен взглядов политической элиты и большинства граждан на глубинные потребности и интересы людей, объединенных в государство. Если этого не наблюдается, то самосохранение захваченной власти-собственности превращается в единственную цель существования государственного режима. Как отмечает М. Дмитриев, "цели для государственного аппарата не обозначены и заменены технологиями. Это открывает перед госаппаратом простор для реализации собственных целей и использования "неформальных" рычагов управления. В результате, госаппарат слабо защищает интересы общества, крупных социальных групп, но хорошо защищает свои собственные, ведомственные, "клановые", нейтралистские или региональные интересы, интересы групп.

Цели государственной службы можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по степени общественной важности: а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием; б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
  • - по результатам: а) конечные; б) промежуточные;
  • - по времени: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные;
  • - по сферам общественной жизни: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) духовные.

Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

  • - обеспечение конституционного строя;
  • - выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
  • - подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
  • - создание организационных структур государственной власти;
  • - принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
  • - защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
  • - создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

В системе государственного управления государственнная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны, во-вторых, - изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются госудапрственные органы.

Каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Цели государственной службы можно классифицировать по следующим признакам.

  • 1. Социальные:
    • а) исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов;
    • б) решение общегосударственных задач управления;
    • в) выполнение публичных дел;
    • г) практическое осуществление функции государства;
    • д) создание условий для связи государственного аппарата с народом.
  • 2. Экономические:
    • а) повышение эффективности государственного регулирования экономики;
    • б) осуществление от имени государства управления государственной собственностью;
    • в) поддержка предпринимательства;
    • г) обеспечение финансирования затрат на государственную службу;
    • д) снижение затрат на содержание государственного аппарата.
  • 3. Государственно-политические:
    • а) укрепление правового социального государства;
    • б) организационно-техническое обеспечение органов государственной власти;
    • в) создание условий для связи государственного аппарата с населением;
    • г) выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы;
    • д) обеспечение благосостояния общества.
  • 4. Организационные:
    • а) обеспечение полномочий государственных органов;
    • б) приведение структуры государственного аппарата в соответствии с задачами государственной службы;
    • в) совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе.
  • 5. Правовые:
    • а) реализация государственными служащими законодательства страны;
    • б) разработка специализированного законодательства о государственной службе;
    • в) обеспечение соблюдения законодательства страны;
    • г) создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

Государственная служба как явление может быть рассмотрена в различных аспектах: как один из видов профессиональной управленческой деятельности, как правовой институт, как социальное явление и т.д.

В отечественном законодательстве под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов. В качестве ведущего признака в определе­нии данного понятия выделяется профессиональная деятельность, которая осу­ществляется на основе специальных знаний и навыков, заключающихся в не­прерывном, преемственном и компетентном обеспечении полномочий государ­ственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Правовая охрана Конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.

Правовые формы (способы) охраны Конституции: охрана Конституции Президентом РФ – гарант Конституции; деятельность Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ; органы гос. власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, Уполномоченный по правам человека.

Нормы-принципы, включенные в гл. «Основы конституционного строя », составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

1) гуманистические основы конституционного строя; 2) основные характеристики Российского государства; 3) экономические и политические основы конституционного строя; 4) основы организации государственной власти.

Конституционные характеристики российского государства: 1.Демократический политический режим2. Федеративная форма устройства (83 равноправных субъекта – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа)3. Правовое (верховенство права)4.Республиканская форма правления (выборные органы власти)5.Социальное (политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)6. Светское (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом)

Цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации; принципы государственной гражданской службы; виды государственной гражданской службы);

Цели :

1.упорядочение работы государственного аппарата; 2.установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям; 3.определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих; 4.регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;5.формирования условий обеспечения государственных гражданских служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной гражданской службы.

Задачи:

1.обеспечение конституционного строя; 2.выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны; 3.подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны; 4.создание организационных структур государственной власти; 5.принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны; 6.защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности; 7.создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Функции:

1.Правоприменительная - реальное претворение в жизнь Конституции РФ. 2.Правотворческая - разработка и принятие нормативных актов. 3.Правозащитная - обеспечение прав и свобод граждан. 4.Регулирующая - разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.5.Организационная - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор.

Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы» Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области работы органов государственной службы.

Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий:

Государства Российская Федерация в целом;

Органов власти;

Субъектов России;

Лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.

Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой органиации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.

Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает:

Значимую для государства деятельность;

Это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;

К субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.

Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала.

Виды и принципы государственной службы

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.

Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.

Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.

Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной.

Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.

Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами:

У неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;

Служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.

Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой. Принципы определяют сущность взаимоотношений в обасти государственной службы.

Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях. К ним относятся такие принципы:

Принцип главенства Конституции, как основного документа государства;

Принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;

Принцип комплексности и системности государственной службы;

Принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.

Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:

Принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии;

Принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;

Принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;

Политика гласности, осуществляемая государственной службой;

Принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба.

Функции государственной службы и ее регулирование

Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции:

Правомерная функция - заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;

Правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;

Регулятивная функция - основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов;

Организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;

Правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.

Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства.

Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают , законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.

Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.

Должности в государственной службе делят на такие:

Должности гражданской федеральной структуры;

Должности гражданской службы субъекта РФ;

Военные должности;

Правоохранительные должности.

Список должностей государственной службы;

Перечень существующих военных должностей;

Типовые перечни должностей правоохранительных органов.

Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:

По виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее;

По масштабам распространения – типовые и индивидуальные.

По наличию рабочих мест – занятые и вакантные;

По соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности).

Как поступить на государственную службу

Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда.

Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:

Признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;

Лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;

Если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;

Нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы;

Гражданство иного государства, при исключении особых случаев;

Близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;

Нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.

На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется.

Зачисление происходит, когда замещают должности дополнительного персонала. Оформляется специальными актами, заключается трудовой договор или .

Назначение на должность характеризуется теми же юридическими моментами, отличается только специфическим административным актом Лица, которые занимают должность по назначению, ограничены руководящими должностями.

Выборы на должность являются довольно распространённым способом. Выбирают из тех, кто избирается, акт оформлять не нужно, а трудовой договор по итогам избирательного процесса.

Суть конкурса состоит в том, что замещение должности происходит путём проведения соревнований между кандидатами. Специфика соревнований установлена на законодательном уровне. На данный момент конкурсная основа является распространённым способом замещения кадров.

Государственная служба РФ является правовой структура, которая не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Трансформируется, обновляется новыми инструментами, изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Это говорит о том, что данную сферу необходимо развивать и подвергать реформам.

Реформирование является следствием множественных факторов:

Необходимость создания и закрепления новой современной государственности в России;

Разграничение государственной власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное;

Способствование проведению правовых изменений;

Улучшение экономического климата;

Закрепление высших органов государственной власти и местного самоуправления;

Образование аппарата государственной и муниципальной власти;

Разработка принципов и методов новой кадровой государственной политики;

Проведение мероприятий, позволяющих укрепить государственные органы власти.

Правовому регулированию необходимо уделять больше времени, отстаёт от процессов экономического и политического развития. Потому что государственная служба не менее важна, как общественный институт, она призвана обеспечить стабильное и правомерное управление государством. Также она способна выполнять решающую роль в осуществлении стабильных процессов в социальной, политической и экономической жизни государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш