Ямал спг. На ямале завершается строительство первой очереди завода по производству сжиженного природного газа

Из топовых проммест, куда бы я очень-очень хотел попасть, или так называемый мой промшорт-лист-10, «Ямал СПГ» всегда был в первых рядах, и вот моя мечта - уже реальность, я на полуострове Ямал за Полярным кругом в Сабетте .

Проект «Ямал СПГ» - это целый комплекс включающий в себя собственную ресурсную базу на основе Южно-Тамбейского месторождения, ряд производственных объектов, инфраструктурной составляющей, включающей арктический порт (плюс к этому будет создана перевалочная база в Бельгии в городе Зебрюгге для доставки газа в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути) и современный аэропорт впридачу. Строительство уникального завода проходит в сложных климатических условиях Арктики, вся инфраструктура создавалась практически с нуля, и уже в 2017 году будет запущена первая очередь завода по сжижению газа производительностью 5,5 млн тонн в год. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Итак, друзья, сегодня у нас очередной эксклюзив.

3. Вот так сейчас выглядит строительная площадка завода по сжижению газа

Сжиженный природный газ или сокращенно СПГ, именно так принято его называть в профессиональной среде (англ. Liquefied Natural Gas, сокр. LNG) представляет собой обыкновенный природный газ (преимущественно метан, CH4 на 95 %, плюс этан, пропан, бутан, азот, на которых приходится оставшиеся 5 %), охлажденный до температуры –162°С (так называемая температура сжижения) для удобства хранения и транспортировки в жидком виде. СПГ представляет собой жидкость без запаха и цвета, плотность которой в два раза меньше плотности воды. Он не токсичен и не горюч. При регазификации (возвращении газа в исходное парообразное состояние) из одного кубометра сжиженного газа образуется около 600 кубометров обычного природного газа.

Первый экспериментальный завод по сжижению природного газа был построен ещё в 1912 году, а в 1941 году в Кливленде, штат Огайо (США) впервые налажено его масштабное производство. В России первый подобный завод был построен в 2006 году в посёлке Пригородное на юге Сахалина. Его мощность 9,6 млн тонн СПГ. Оператором проекта Сахалин-2 выступает «Sakhalin Energy» (основные акционеры Gazprom Sakhalin Holdings B.V. (100 % дочка ПАО «Газпром») - 50% плюс одна акция, Shell Sakhalin Holdings B. V. – 27,5 %, Mitsui Sakhalin Holdings B. V. – 12,5 % и Diamond Gas Sakhalin B. V. – 10 %). Итак, наш Завод «ЯмалСПГ» будет вторым в этом списке. На вопрос о конкуренции, был получен ответ, что мы не конкуренты, уже сейчас порядка 96% СПГ зафрактованы клиентами на долгосрочной основе, преимущественно для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение было открыто в 1974 году. Его доказанные и вероятные запасы по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд куб. м. газа. Лицензия на освоение выдана до 2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ». Здесь планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках. Уже (на 1 мая 2016 года) закончено бурением 50 эксплуатационных скважин, а это 86 % от необходимых для пуска первой очереди Завода СПГ. На месторождениях работают буровые установки «Арктика» и «Аврора» производства Уралмаш (Екатеренбург).

Завод по сжижению газа будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Как я уже сказал выше, первая очередь будет запущена в 2017 году, следующая в 2018 и 2019 годах соответственно. Сейчас уже подготовлено 100% оснований первой очереди, а также доставлено основное оборудование (включая криогенный теплообменник).

Акционерный капитал в ОАО «Ямал СПГ» распределен следующим образом: контролирующий акционер наш «НОВАТЭК», 20 % досталось французам в лице Total, китайцы тоже свою счастье не упустили, CNPC принадлежит 20%, а китайскому Фонд «Шелковый путь» (SRF) - 9,9%.

Немного интересной статистики. Общий вес завода «Ямал СПГ» составляет 650 тыс. тонн. Из них 500 тыс. тонн это как раз технологические модули, а 150 тыс. тонн - это эстакады. Весь завод будет состоять из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. В 2015 году доставлено 7 модулей, тем самым была проверена логистическая цепочка, в 2016 планируют доставить на площадку уже 79 модулей, что и позволит запустить первую очередь.

Что касается самого технологического процесса. Углеводородная смесь из скважин по газосборным будет поступать на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. Где вначале будет происходить сепарация, т.е. отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. После чего отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Уже очищенный газ далее идёт на предварительное охлаждение и сжижение. И далее СПГ подаётся на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа.

14. За мной расцветает первая технологическая линия

16. Будущие резервуары для хранения сжиженного газа

17. Нам очень повезло, нас и внутрь пустили, через несколько недель его заварят и всё другие свой шанс упустили.

22. Как мы видим, их будет четыре (4х160 000 м3). Общая готовность по резервуарам на данный момент составляет 75,3 %. Два первых будут полностью готовы уже к ноябрю 2016 года.

29. На электростанции будут установлены восемь газотурбинных установок SGT-800 (Siemens) мощностью по 47 МВт каждая и четыре модуля утилизации тепла (УТО-40) производства всё той же компании «Siemens», номинальной тепловой мощностью 40 МВт каждая.

36. На данный момент общая готовность ГТЭС «Ямал СПГ» составляет 60,2 %. Уже завершён монтаж газотурбинных установок (ГТУ) 1-4. Пуск первой очереди намечен уже на этот год. За стройку отвечает ОАО ВО «Технопромэкспорт».

37. А чтобы погода стройке не машала, здесь отстроили шикарные производственно-сборочные цеха.

Итак, чем же так хорош «Ямал СПГ»? Во-первых, сам завод находится прямо на Южно-Тамбейском месторождении, а его запасы ого-го какие.

Во-вторых, добыча здесь существенно дешевле, так как сама матушка-природа нам помогает. Да, климат тут суров, конечно, в большей части России уже большой плюс по температуре, а тут 5 мая, когда я собственно сюда приехал, минус 10. А зимой и больше 40 норма, зато летом можно немного и позагорать, только оно проходит быстро. И вот в этих условиях, благодаря низкой среднегодовой температуре, требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с аналогичными проектами, расположенными в южных широтах.

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 150 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

Проект «Ямал СПГ»: значимое событие последних лет, сравнимое по своим масштабам и перспективам, разве что, с освоением полвека назад Западной Сибири

 

Справочная информация:

  • Название: Завод по сжижению газа «Ямал СПГ».
  • Назначение объекта: производство сжиженного природного газа.
  • Начало строительства: 2012 год.
  • Завершение: 2019 год.
  • Стоимость объекта: 27 млрд долларов.
  • Кто строит (основной генподрядчик/бенефициар): ПАО «НОВАТЭК»/Л. Михельсон.

Вахтовый поселок за Полярным Кругом под названием Сабетта, что на берегу полуострова Ямал, - далеко не курорт. И хоть самолеты сюда летают довольно часто, и сам аэропорт получше будет, чем во многих крупных городах России, билетов не купить. Сюда едут на работу, вахту. Только КамАЗ может спокойно проехать от воздушной гавани до поселка, где живут рабочие завода по сжижению газа «Ямал СПГ», что рядом с поселком Сабетта, а огромный факел, что рядом с заводом, сегодня считается местной достопримечательностью. От его мощи тает в округе снег, а вой пламени просто оглушает.

Всего лишь несколько лет тому назад Сабетта стала частью Северного морского пути. Морской порт здесь был построен в рамках государственно-частного партнерства. Атомные ледоколы Росатомфлота позволяют обслуживать морской путь в зоне Крайнего Севера. А это позволяет осуществлять круглый год доставку грузов в порт круглогодично. В зимнее время используется ледокольная проводка. Этот порт — одна из важнейших опорных точек Северного морского пути, кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. Ему суждено стать основной базой для разработки ямальских месторождений и обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Рис. 1. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа
Источник: сайт lightproduction.ru

Промежуточные итоги

Но в начале декабря 2017 года об этом маленьком поселке писали практически все информационные агентства. Именно сюда прибыл президент РФ с высокими гостями, среди которых:

  • Халид аль Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии;
  • Патрик Пуянне, президент, председатель совета директоров энергетической компании Total;
  • Ван Яньчжи, главный управляющий Фонда «Шелковый путь»;

    «Шелковый путь» дотянулся до самого севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно. И Северный морской путь сделаем шелковым» (В. Путин).

  • Saudi Aramco, шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании.

Высокие гости приглашены присутствовать на церемонии загрузки танкера «Кристоф де Маржери» - первого в мире торгового судна, совершившего переход в эти места без ледокольной проводки.

«Без участия и доверия иностранных партнеров этот проект не состоялся бы. Да и сам он назван именем нашего друга де Маржери (погибший в октябре 2014 президент Total). Очень жаль, что сегодня его нет с нами» (В. Путин).

В этот день с «Ямал СПГ» на танкер была отгружена первая партия сжиженного газа. В проект верили далеко не все. Но нашлись люди, которые не побоялись рискнуть и доказали всему миру, что риск этот был обоснованным.

Многочисленная делегация посетила «Ямал СПГ» - завод мирового класса, первое предприятие подобного уровня, построенное в Арктике. В его строительстве участвует 15 стран и сотни отечественных предприятий. Эта стройка обойдется в 27 млрд долларов.

Ни для кого не секрет, что стратегические нефтяные и газовые российские компании подвергнуты санкциям. Но даже включение в западные санкционные списки не стало препятствием для основного акционера ПАО «Новатэк» в привлечении внешнего финансирования. Первая очередь проекта была выполнена в установленные сроки, и это в таких жестких условиях. Более того, и это ценно особенно, первоначальная сметная стоимость не превышена.

Но это было лишь начало.

Проект «Ямал СПГ»

Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения газа, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в объеме 1,3 трлн куб. метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия компании «Ямал СПГ» на разработку месторождения действует до 2045 года. Располагать такой ресурсной базой - значит, иметь гарантию уверенной работы как минимум на 25-30 лет.

«На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет создана 1 тысяча 400 рабочих мест» (Игорь Холманских, полномочный представитель Президента РФ в УрФО).

Предусматривает производство 16,5 млн тонн СПГ в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата. Поставки готового продукта планируются на рынки Европы и преимущественно странам Азиатско-Тихоокеанского региона, для российского газа новые.

Рис. 2. Завод «Ямал СПГ»
Источник: сайт geostarspb.ru

Построен весь завод будет из 360 модулей, из них технологических - 111. Оборудование это производится на семи китайских и трех индонезийских верфях.

Пуск первой линии состоялся в декабре 2017 года, когда был отгружен первого танкера с СПГ. На данный момент с первой очереди завода отгружено два миллиона тонн СПГ.

«Ямал СПГ» отгрузил второй миллион тонн СПГ с первой очереди завода. Поставки газа осуществляются с декабря прошлого года арктическими газовозами класса Arc-7 вместимостью около 74 тысяч тонн. Двухмиллионная тонна была отгружена в 27 партии. С апреля 2018 года начались поставки СПГ по долгосрочным контрактам, в рамках которых уже отгружено 4 партии. В апреле также выполнен первый розжиг газовых турбин компрессоров второй очереди завода мощностью 5,5 млн тонн, что является одним из важнейших этапов подготовки очереди к запуску» (сообщение компании 7 мая 2018).

В рамках проекта предусмотрено построить необходимую транспортную и социальную инфраструктуру с целью обеспечения эффективной и безопасной работы проекта.

Предстоит запуск второй (в 2018 г.) и третьей (в 2019 г.) очереди. Суммарный объем вложений на все I-III очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

«Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше [плана] и на 6-9 месяцев раньше будет введена третья линия» (Леонид Михельсон , председатель правления «НОВАТЭК»).

Как начиналось ОАО «Ямал СПГ»

Разведанные на Ямале и прилегающих к нему территориях запасы газа выводят этот регион на лидирующие позиции в России. Сегодня на Ямале находится более 20% российского газа, так что быть местным месторождениям основной территорией по добыче «голубого» топлива .

Акционерное общество было создано более десяти лет назад. Его акционерами стали «Новатэк» с 60% акций, Total - с 20% и CNPC - тоже с 20% акций. Недавно к акционерам присоединился Фонд «Шелковый путь», после того «Новатэк» продал ему 9,9% акций, сохранив у себя контрольный пакет.

В 2012 году развернулось основное строительство. Подход к нему был реализован комплексный. Первые вахтовики в Сабетта, тогда еще крохотном и никому не известном поселении ненцев, появились в 1980 г. Но только с освоением широкомасштабного проекта поселок получил развитие, а теперь и мировую славу.

Началось строительство морского порта, завода по сжижению газа, современного аэропорта Сабетта и самого поселка Сабетта, численность населения в котором возросла до 20 000 человек.

На завод газ поступает из скважин по трубам, проложенным над землей. Там из него отделяется газовый конденсат, метанол и прочие посторонние фракции. Полученный в результате очистки идеально сухой газ направляется на сжижение, а оттуда по трубам в резервуары хранилища. Их четыре, каждое по 160 тысяч куб. метров. Они построены в 2016 году в условиях вечной мерзлоты. В основании каждого по 948 свай, 24 метра глубиной каждая. Они прошли все необходимые гидроиспытания.

  • Морской порт компании "Ямал СПГ".

    Морской порт Сабетта выстроен специально для отгрузки сжиженного газа. Порт компании "Ямал СПГ" стал воротами в Арктику и ключевым звеном в строительстве завода. Причем, через него по Северному морскому пути будет транспортироваться не только сжиженный природный газ, но и другие грузы.

А меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).


2. Испытал на мгновенье дежавю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё зависти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили одназначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа отсюда должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже туда путь заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ поступает на сжижение и далее на хранение в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из алюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

44. На данный момент полностью закончено строительство объектов подготовительного периода, необходимых для завоза модулей завода СПГ. Построено шесть грузовых причалов и активно продолжается строительство причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

На полуострове Ямал активно формируется новый центр газодобычи, который в перспективе станет одним из основных для развития газовой отрасли России. На Ямале будет производиться до 360 млрд куб. м голубого топлива.

месторождения

трлн м 3 газа

млрд тонн газового конденсата

млн тонн нефти

месторождения

трлн м 3 газа

млрд тонн газового конденсата

млн тонн нефти

  • Бованенковское , Харасавэйское стабильного конденсата в год.
  • Тамбейская промышленная зона

    Состоит из шести месторождений: Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского, Малыгинского (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейского и Сядорского.
  • Южная промышленная зона

    Включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем в 7 млн тонн.
  • Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».
  • Инфраструктура

    Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Количество месторождений — 32.

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений полуострова Ямал: 26,5 трлн куб. м газа, 1,6 млрд тонн газового конденсата, 300 млн тонн нефти.

Видео о мегапроекте «Ямал», 3 минуты

Добыча на Ямале:

В 2017 году — 82,8 млрд куб. м газа.

В перспективе — до 360 млрд куб. м газа в год.

Структура мегапроекта

Бованенковская промышленная зона

Обладает основным добычным потенциалом и включает три месторождения — Бованенковское , Харасавэйское , Крузенштернское (лицензии принадлежат Группе «Газпром»). Валовая добыча здесь оценивается в 217 млрд куб. м газа и 4 млн тонн стабильного конденсата в год.

Тамбейская промышленная зона

Состоит из шести месторождений: Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского, Малыгинского (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейского и Сядорского.

Южная промышленная зона

Включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем в 7 млн тонн.

Система транспортировки углеводородов

Для вывода газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Инфраструктура

Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Реализация проекта

Самым крупным ямальским месторождением по разведанным запасам газа является Бованенковское. Первоочередной объект освоения — сеноман-аптские залежи. В 2012 году на месторождении был введен в эксплуатацию первый газовый промысел (ГП-2) , в 2014 году — второй (ГП-1), в 2018 году — третий (ГП-3). Суммарная проектная производительность трех промыслов — 115 млрд куб. м газа в год. В перспективе с вводом в разработку неоком-юрских залежей проектная производительность Бованенковского месторождения увеличится до 140 млрд куб. м газа в год.

В 2012 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Бованенково — Ухта », в начале 2017 года — газопровод «Бованенково — Ухта — 2».

В отличие от запуска Эргинского кластера, в запуске завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) Ямал СПГ, где была произведена отгрузка 1й партии СПГ на танкер-газовоз Кристоф де Маржери, В. Путин не только участвовал, но и приехал лично, что бывает нечасто. Голосовать!

Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) произвел отгрузку 1 й партии СПГ на танкер-газовоз Кристоф де Маржери.

На церемонии присутствовали министр энергетики РФ А. Новак, министр природных ресурсов и экологии РФ С. Донской, министр экономического развития РФ М. Орешкин, министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Д. Кобылкин.

Среди зарубежных гостей были китайские партнеры Ямал СПГ, глава Total П. Пуянне, министр энергетики Саудовской Аравии Х. аль-Фалих.

Гости напряженно ожидали прилета президента РФ В. Путина.

Зима на Ямале суровая - в Сабетте было -17 о С, но по ощущениям - все -30 о С, гостей разместили в теплом шатре.

Напомним, что глава НОВАТЭКа Л. Михельсон пригласил В. Путина на заливку 1 го танкера в Сабетту .

В. Путин тепло дал старт загрузке 1 го танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» на заводе «Ямал СПГ», и сжиженный газ бодро начало поступать в резервуары судна.

До конца 2017 г предполагается сделать еще 3 ходки с СПГ - завода с грузом СПГ.

Очевидно, что это разовые, пробные отгрузки, потому что поставки по долгосрочным контрактам с Ямал СПГ начнутся в апреле 2018 г.

В ЯНАО В. Путин сначала оценил ход строительства 2 й и 3 й очереди (Train) завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ».

Тезисы от В. Путина на запуске проекта:

Я всех поздравляю, кто работал над этим проектом, с 1 й отгрузкой на танкер - газовоз, который назван в честь нашего друга Кристофа де Маржери;

Строительство арктического производственного комплекса с морским портом Сабетта началось в июле 2012 г;

Работа велась при активном участии зарубежных компаний, но привлекались и российские производители и поставщики - почти 700 предприятий из 60 регионов России;

Уровень, которого мы добились в совместной работе, будет и дальше способствовать совместной эффективной деятельности на благо и компаний, которые принимают в этом участие, на благо наших стран.

Тезисы В. Путина на встрече с сотрудниками СПГ-завода:

Обязательно будем развивать СПГ проекты, в тч «Ямал СПГ‑2» на новых российских технологиях. Планируется 4 я линия на чисто российских технологиях, которая на 30 % дешевле будет;

Ямал СПГ - наверное, крупный шаг в освоении Арктики;

Мы смело можем сказать, что Россия в этом и в следующем столетии будет прирастать Арктикой. Здесь основные крупнейшие запасы минерального сырья. Здесь будущая, уверен, очень хорошая и эффективная транспортная артерия - Северный морской путь ();

Когда увидели, что Ямал СПГ получился, проекты будут множиться, будет выстраиваться и среднее образовательное звено, и высшая школа будет подстраиваться;

Тезисы В. Путина на совещании по вопросам развития проектов производства СПГ:

Мы не случайно собрались именно здесь, на Ямале. НОВАТЭК на полуострове построен крупнейший в России завод СПГ. Инвестиции - 27 млрд долл США;

Это мегапроект, имеющий большое значение для РФ, является подтверждением статуса России как одной из ведущих мировых энергетических держав;

- «Ямал СПГ» открывает новые горизонты для развития газовой отрасли промышленности, для всей национальной экономики, формирует высокотехнологичные рабочие места, в тч на Севере и на Дальнем Востоке, где должен разместиться перегрузочный ;

Перегрузочный СПГ - терминал на Камчатке - сам по себе , обеспечивает загрузку смежных предприятий, создает основу для эффективного, сбалансированного освоения Арктики и СМП;

Этот проект способствует укреплению экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего с нашими ключевыми партнерами в этом регионе - компаниями Китая,

Проект является примером успешной международной кооперации с Францией, Италией, Германией, целым рядом других европейских государств.

Число таких перспективных проектов нужно увеличивать. Мировой спрос на газ к 2040 г увеличится более чем на 40 %, и наиболее активно до 70% будут развиваться поставки именно СПГ;

Россия способна и должна занять на рынке СПГ достойную нишу, которая сейчас достаточно скромна;

Есть крупный центр по сжижению газа на Сахалине, но этого явно недостаточно. Перед отечественным ТЭКом в числе ключевых стоит задача по наращиванию мощностей и объемов производства СПГ.

Основные акценты:

1. Производство и экспорт СПГ не должны привести к ослаблению уже завоеванных позиций на рынке сетевого газа.

Их нужно удерживать и укреплять.Проекты СПГ не должны конкурировать с нашим же трубопроводным газом - напротив, необходимо создать условия для сбалансированных, взаимодополняющих направлений, чтобы в целом получить максимальную отдачу.

2. Спрос на СПГ нужно активно формировать и внутри РФ. Его применение может быть расширено, в тч за счет поставок в удаленные населенные пункты, не имеющие сетевого газа, за счет перевода общественного транспорта на более чистое, экологичное газомоторное топливо (ГМТ).Здесь у нас уже есть хорошие специальные программы.

3. Такие проекты, как «Ямал СПГ» создают основу для устойчивого развития территорий. Только тут, в Сабетте, сформировано порядка 32 тыс новых рабочих мест. Создана новая портовая инфраструктура, авиационная, железнодорожная инфраструктура, жилье, социальные объекты. Ведется не хищническая добыча ресурсов, а идет комплексное развитие территории с реализацией целого ряда в тч экологических программ. Именно такие подходы должны применяться и в будущих СПГ-проектах.

В рамках «Ямал СПГ» развивается навигация по СМП, формируются логистические маршруты, наращивается танкерный и ледокольный флот. Уверен, все это даст нам уникальные преимущества в экономике, торговле, энергетике.

4. Для увеличения объемов поставок СПГ нужно развивать мощности по сжижению газа, создавать условия для локализации производства оборудования, необходимого для его выпуска, хранения и транспортировки, обеспечивать тем самым загрузку собственных предприятий промышленности.

Такая работа ведется и сейчас, но ее нужно активизировать и вести в упреждающем темпе, чтобы будущие СПГ-проекты по максимуму реализовывались с помощью отечественного оборудования и технологий.

В рамках диверсификации ОПК предлагаю подумать о возможном участии оборонных предприятий в проектах по локализации и выпуску высокотехнологичной продукции в интересах газовых компаний.

Хочу пожелать проекту «Ямал СПГ» успехов в реализации всех намеченных планов: и 2 й, и 3 й, и неожиданно возникшей 4 й очереди, и, конечно, по реализации следующего этапа - «Ямал СПГ - 2».

Заявленные сроки строительства были соблюдены - завод Ямал СПГ начал производство сжиженного природного газа на 1 й технологической линии мощностью 5,5 млн т/год СПГ 5 декабря 2017 г .

В целом мощность завода составит 16,5 млн т/год (3 линии мощностью 5,5 млн т/год каждая).

Планируется 4 я опытно-промышленная линия мощностью 1 млн т/ год , построенная по российской технологии, которая позволит снизить себестоимость СПГ.

2 ю и 3 ю линию НОВАТЭК рассчитывает запустить с опережением графика.

Изначально запуск 1 й, 2 й и 3 й линий Ямал СПГ в конце 2017 г, 2018 г и 2019 г соответственно.

Учитывая высокую степень законтрактованности будущих объемов СПГ, строительство ускоряется - 2 ю линию Ямал СПГ планируется ввести на 3 месяца раньше срока, 3 ю - на 6-9 месяцев.

Проект Ямал СПГ реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы газа которого по стандартам составляют 926 млрд м 3 .

Стоимость проекта Ямал СПГ оценивается в 26,9 млрд долл США.

1 я партия СПГ из порта Сабетта, как и планировалось, направляется в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Кому адресована эта партия пока не называется, но было бы очень символично чтобы груз отправился CNPC, учитывая серьезное участие в проекте китайских партнеров.

Акционерами Ямал СПГ являются НОВАТЭК (оператор с долей участия 50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Фонд Шелкового Пути (9,9%).

Уникален в своем исполнении танкер-газовоз Кристоф де Маржери Arc7, ставший 1 м подобным судном в мире.

В разработке танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы.

Танкер обладает системой двойного действия - носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.

Всего планируется серия из 15 арктических ледокольных газовозов, которые будут задействованы для обслуживания проекта Ямал СПГ и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы.

Благодаря Ямал СПГ в ЯНАО уже формируется производственно-логистический хаб с перспективной долей на мировом рынке более 15%, отметил Д. Кобылкин.

Следующие шаги в этом направлении уже определены - это будут новые СПГ-заводы. Ресурсы для этого есть и на полуострове Ямал, и на Гыданском полуострове, сообщил глава ЯНАО.

В чем важность проекта Ямал СПГ для РФ?