История миллиардера: как строил свой бизнес Вячеслав Заренков. – Уже решили, кто будет выступать на фестивале

Вячеслав Адамович Заренков – заслуженный строитель Российской Федерации, прошел путь от рабочего-арматурщика до начальника управления и в 1987 году создал строительную компанию «ЛенСпецСМУ», которая сегодня выросла в компанию федерального масштаба - группу «Эталон». Под руководством В.А. Заренкова было построено более 5,8 млн кв. метров недвижимости в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. Сегодня в рамках международного социально-культурного проекта В. А. Заренкова «Созидающий мир» строятся и восстанавливаются храмы в Санкт-Петербурге, на Архангельской земле, в Белоруссии, Сербии, Болгарии и на Кипре. Но интересы Вячеслава Адамовича никогда не ограничивались лишь работой. Он пишет картины, стихи, прозу, помогает художникам и артистам, строит церкви и монастыри. В своем интервью «Вестнику Кипра он рассказывает об удивительной истории создания двух балетов и о международном греко-славянском фестивале искусств «КипРус», который пройдет в деревне Эпископьо 1 мая.

– Вы являетесь автором либретто к балетам «Три маски короля» и «Орр и Ора». Их отличает философская направленность. Чем еще они примечательны, и как получилось, что в вашей жизни появился балет?

– К балету я пришел неожиданно, нечаянно. Я написал несколько книг, и, когда заканчивал третью, появилась очень интересная мысль создать произведение под названием «Люди-маски». Долго не знал, как назвать его: рассказ, повесть, роман… Начал писать. В голову заложил философский смысл о том, что каждый человек рождается чистым и сразу заявляет о себе: «Я есть я». А затем в возрасте 13-15 лет приходит внутреннее познание, когда он начинает примерять некие маски. И уже во взрослом возрасте каждый человек надевает определенную маску.

Многие люди носят эти маски с удовольствием, не обращая внимания на то, что это всего лишь маска. Происходит это, потому что внутреннее «Я» преодолевает эту самую маску, и она уже не играет особой роли.

А есть люди (в основном представители власти), которых маска спустя два-три года начинает побеждать. Он думает, что маска – это и есть он сам. К примеру, губернатор думает, что люди приходят с цветами к нему, а на самом деле они видят перед собой маску. И стоит ее сорвать, как человек тут же чувствует себя растерянно.

Бывают моменты, когда маски поглощают людей, побеждают, когда внутри человека случается борьба добра и зла.

Я очень долго мучился над этой работой, не знал, как ее развить и как закончить. В своих произведениях я обычно стараюсь не затрагивать тему политики, но в этом без нее не обходится, потому что мы говорим о добре и зле, а именно о том, что власть и деньги порождают зло. Композитор Михаил Крылов предложил сделать это произведение в форме сказки, перенести действие в средние века. Я быстренько набросал сюжет рассказа, а потом, размышляя над темой, пришел к следующей мысли: все-таки маска, с одной стороны – отражение чьей-то личности, а с другой – что-то театральное. Поэтому мне стало интересно то, как это все будет выглядеть в движении – в форме балета.

Я написал либретто для балета под названием «Три маски короля». Миша в то время заболел, перенес операцию на глазах. Я пришел к нему и попросил начать писать музыку к балету. Я читал произведение, а он сочинял. Композицию он написал за две недели, будучи с повязкой на глазах. Он просто молодец!

Балету дали новое философское направление. И тут перед нами встал вопрос: где его ставить? Мы сначала сделали музыкальный показ в филармонии. Артист под музыку зачитывал отрывки либретто, а на экране показывалось видео с подобранными движениями. Прошло на ура!

Мы начали искать хореографа. Долго не могли найти. Наконец, мой хороший знакомый балетмейстер Юрий Смекалов решил попробовать сам. За неделю он набросал свое видение движений и масок. Я был поражен тем, насколько мы сошлись во взглядах на то, как это философское направление балета показать в движении. Когда мы впоследствии разговорились, я понял, что наши фантазии чудесным образом совпали.

– Сколько времени ушло на подготовку к премьере?

– В общем и целом пять лет. Мы сначала не понимали, где ставить, как ставить и с кем. Примерно 2,5 года у нас был перерыв, и мы вообще ничего не делали. И потом мы снова вернулись к замыслу. Это случилось уже после того, как успешно поставили другой балет «Орр и Орра» в большом театре оперы и балета г. Минска. Изучив возможности Юрий предложил поставить балет в Самаре, ему там все понравилось, и мы сказали: «Приступаем к работе, вперед!». На подготовку нового балета ушло примерно еще почти полтора года.

– Какая основная идея заложена в этом балете?

– «Три маски короля» – это что-то необычное, своего рода прорыв. Люди пока не обратили внимание на это событие, так как не было пока еще серьезной раскрутки. Сейчас идет показ в Самаре, потом планируем показы в Санкт-Петербурге, Москве и зарубежье. Возможно, и в Париже.

В балете всегда можно показать чувства... Но мы еще и призываем зрителя пофилософствовать, задуматься о добре и зле, о том, кто ты есть, что дает тебе власть, что дают тебе деньги, что дает тебе жизнь и в каком направлении тебе двигаться.

В последней сцене народ поднимает короля на пьедестал, и он снова надевает маску, которая служит олицетворением зла, но потом внезапно вспоминает о том, что надо нести добро, и он не должен впредь быть жестоким. Он разрывает маску – но половину ее все-таки оставляет. И что происходит? С одной стороны, его тянет зло, с другой – добро… Так и в жизни бывает.

– Как пришла идея создания балета «Орр и Ора»?

– Это правдивая история. Однажды вечером, уже перед сном, я услышал стук на балконе, не просто стук – грохот! Подхожу – никого нет. Ложусь – опять грохот. Выхожу и вижу: сидит орел… На Кипре. Ночью. Орел. Такого же не бывает! Но это факт. Я начал с ним разговор, а он мне клювом щелкает, и звуки странные издает. Я ему говорю: «Поспи, утро вечера мудренее». Так он и сделал, до утра просидел. Утром я поднял его, и он улетел. Покружил в небе и сел на другой балкон. Грохот, бьется стекло. Он снова взлетает, а за ним орлица. Улетели вдвоем в горы.

Как потом оказалось, одна семья купила пару – орла и орлицу. В силу семейных неурядиц супруги разошлись, поделив между собой орлов. А потом орел прилетел за орлицей, а хозяин – вслед за ним – за своей любимой. Так орлы соединили людей. И так у меня появился рассказ «Орлы и люди».

Я написал его сразу же на следующий день, после того как это случилось, за один день буквально. А потом подумал: «Почему бы не написать музыку и не поставить балет?» И вот мы уже в Большом театре оперы и балета республики Беларусь с премьерой. Аншлаг. Успех. Я рад, что эта история так понравилась людям.

– А что насчет международного греко-славянского фестиваля искусств «КипРус» ? Как пришла идея его организации, и почему выбрали именно такой формат и название?

– Изначально, когда в Эпископьо вместо храма еще был только пустырь, мы общались с Владыкой Исаией и пришли к мысли о том, что все, что будет возведено на нем, должно служить нашей общей философии. Так и получилось, что два мировоззрения слились воедино. Владыка, пояснил, что для него главное, чтобы на площадке происходило воссоединение народов. Он приглашает всех людей, конечно же в первую очередь православных со всего мира, но он с пониманием относится и к католикам, и к мусульманам, и это, я считаю, нормально. Ну а мы создавали свой «Созидающий мир» в противовес конфликтам, всяким неприятным обстоятельствам и ситуациям для того, чтобы посредством искусства сближать людей между собой. Наши философии сближения – его и моя – реализовались на этой площадке. Они – киприоты, мы – русские. Поэтому и назвали «КипРус».

– В прошлом году фестиваль посетили девять тысяч человек. Что ожидается в этом?

– Мы приглашали выступать всех, кто желает, поэтому был своего рода «винегрет» в концертной программе: киприоты, греки, русские, профессионалы и любители.. В этом году мы решили, что должны быть три звезды кипрские, три российские. Мы хотим видеть звезд, которые могут на высоком уровне представить концертную программу. Второе изменение заложено в следующей философии. Мы планируем подключить к фестивалю не только русских и киприотов, а привлечь армян, грузин. Устроим парад народов. У каждой национальности будет возможность показать что-то свое, что-то интересное. Устроим выставку лучших православных храмов мира, 38 фотографий будут высечены на алюминиевом полотне и представлены народу. Наши фотографы постарались и собрали коллекцию фотографий красивейших храмов со всего мира. Будет выставка истории православия и много развлечений для детей. Перед этим, 28 числа, в храм привезут мощи Андрея Первозванного, что является очень важным событием для верующих людей.

– Уже решили, кто будет выступать на фестивале?

– Да, конечно, это не секрет. Это Юрий Охочинский , Владимир Целебровский и, скорее всего, Пелагея. Разумеется, в газете и на сайте будет опубликована программа фестиваля.

– Во-первых, этот день у всех выходной, во-вторых, на майские праздники на Кипр приезжают туристы из России, в-третьих, 1 мая – день мира, спокойствия. Дата очень хорошая и подходит нашей философии сближения людей.

– Какие еще планы на этот год?

– Помимо фестиваля, мы активно начнем процесс строительства планетария. Для того, чтобы быть эксклюзивными в своем роде, хотим создать несколько своих фильмов для показа в этом учреждении. Один из них будет называться «Сотворение мира». Это очень большая и объемная тема. Был объявлен конкурс на лучший сценарий. Из тех, что мы получили, 90% были признаны неудачными сразу же, так как они не отражают нашей философии. Я объяснил, что мы хотим поставить не драматический фильм, а такое произведение, которое даст с религиозной точки зрения и на базе научного объекта понятие начала божественного сотворения мира. Остались четыре сценария. Сложная задача, но мы все равно будем ее решать. Надеюсь, за год закончим и планетарий, и фильм о создании мира.

Хотим в сентябре выставить на кипрском кинофестивале три фильма. Один из них – «Путь к Храму». В нем рассказывается о строительстве русского православного Храма Андрея Первозванного на Кипре. Режиссер Анна Драницына описала этот процесс путем воплощения образов реальных людей. Каждый из трех героев - отдельная история, художественный портрет, показывающий, насколько по-разному можно прийти к вере, к храму.

Второй фильм – из серии «Забытые великие». Началось с того, что мы нашли список выдающихся людей XVIII-XIX веков, где наверху рукой В.И. Ленина было написано: «Предать забвению». Мы решили посвятить этим людям десять фильмов. Пока сделали три. Один – про Петра Губонина. Он родился в деревне, в семье каменщика, был абсолютно нищим, имел всего три класса образования. Но к 35 годам стал третьим крупным предпринимателем в стране. Вся Европа пользовалась услугами его металлургического завода. Второй фильм – про Николая Верещагина, старшего брата известного художника. Мало кто знает, что его рецептами и технологиями пользовались сыроварни в Швейцарии. Третий фильм посвящен отцу Михаила Кутузова. Илларион Матвеевич был великим инженером: дороги в С.-Петербурге, Инженерная улица, половина Невского проспекта были построены именно им.

Посмотреть фильмы можно будет на предстоящем фестивале.

Также мы занимаемся возведением храма Рождества Христова в С.-Петербурге. В этом же городе заканчиваем строительство храма Ксении Блаженной.

Беседовала Наталия КАРДАШ

— Президент, ген директор Группы компаний «Эталон»

«Компании»

«Новости»

Baring Vostok и основатель Etalon Group продадут 10% акций девелопера

Предприниматель Вячеслав Заренков и фонд Baring Vostok продадут около 10% акций компании Etalon Group. Группа компаний «Эталон» была основана в 1987 году, она является одним из крупнейших застройщиков жилья в России

Сын основателя Etalon Group Заренков продал долю в компании для строительства коттеджа
РБК 23.06.2014, Москва 14:46:49 Сын основателя Etalon Group Вячеслава Заренкова, глава совета директоров компании Дмитрий Заренков продал свою долю в компании инвестиционным фондам «Бэринг Восток». Об этом говорится в сообщении группы. Таким образом, фонды увеличили свою долю с 11,15% до 16,39%: после приобретения доли в 1,02% у Заренкова-младшего и частной сделки на рынке. Сделки были закрыты 19 июня.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20140623144649.shtml

Etalon Group объявила диапазон IPO на LSE

Лидеров первой десятки теснят «друзья Путина» во главе с Геннадием Тимченко

Даже удивительно, насколько высоко за такое короткое время вырос капитал номера один и порог для попадания в топ-10. Возглавивший список Геннадий Тимченко «стоит» больше $4 млрд - три года назад Андрею Рогачеву для лидерства хватило всего $1,5 млрд. Капитал Захара Смушкина - председателя совета директоров группы «Илим», замыкающего десятку, - составил $620 млн. В 2007 году совладельцу группы «Ист» Алексею Гудайтису для этого потребовалось $300 млн. Наконец, три года назад в списке питерских богачей лишь Андрей Рогачев и Александр Гирда, успешно продавшие «Пятерочку» X5 Retail Group, могли похвастаться званием долларового миллиардера. Теперь, несмотря на глобальный кризис и проблемы в российской экономике, их число утроилось. Причем братья Ротенберги самую чуточку недотянули до заветной планки, но наверняка возьмут ее в следующем году. Как говорится: «Газпром - мечты сбываются»
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 29380.htm

«ЛенспецСМУ» продаст треть

Холдинг «Эталон-ЛенспецСМУ», который по итогам 2009 года занимает 20% петербургского строительного рынка, планирует в середине 2011 года продать в ходе IPO 25-30% акций и привлечь 300 млн долл. Размещение пройдет на Лондонской бирже. Сейчас «ЛенспецСМУ» стоит 1 млрд долл., утверждают в компании. На днях «ЛенспецСМУ» также разместила облигационный заем на 2 млрд руб.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2009/ 12/25/market/450259

Путин: Красная цена жилья — 30 тысяч рублей за метр

Вчера на совещании по реализации нацпроектов в Сочи премьер-министр Владимир Путин заявил, что в России жилье эконом-класса не должно стоить дороже 30 тыс. рублей, пишет РБК daily. Премьер: надо!
При этом премьер подчеркнул, что добиваться поставленной цены надо не за счет снижения качества и комфортности жилья. При этом квартиры по 30 т.р. за квадрат, по словам Путина, должны стать доступными для не менее чем 40% россиян. «В сегодняшних условиях решать эту задачу не просто, ситуация усложнилась, денег в бюджете не хватает. Тем не менее эта задача комплексная, важная, ее нужно кровь из носу решать», — подчеркнул премьер.
ссылка: http://viperson.ru/wind.php? ID=582593&soch=1

Банкир: Это не кризис, а новые экономические условия

Кризисом больше запугивают. Кто ищет метод решить жилищную проблему, находит его. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом заявил журналистам председатель Совета директоров холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков.
ссылка: http://viperson.ru/wind.php? ID=582600&soch=1

Петербургский девелопер намерен провести IPO

Петербургский строительный холдинг договорился изменить параметры своих долгов

Петербургское правительство рассмотрит вопрос об увеличении государственных субсидий по ипотеке

Понижение Биржи обошлось застройщику в 15 млн долларов (Петербург)

Эксперт: «Нельзя рвать историческую ткань центра Санкт-Петербурга»

Создатель холдинга «ЛенспецСМУ»: все стоны строителей смешны

Создатель холдинга «ЛенспецСМУ», председатель совета директоров группы компаний «Эталон» Вячеслав Заренков рассказал в интервью «Деловому Петербургу», как создается ажиотажный спрос на участки под строительство порекомендовал властям больше внимания уделять строительству детсадов и школ.
ссылка: http://www.dp.ru/a/2011/03/29/ Sozdatel_holdinga_Lensp

Вячеслав Заренков: «Работаем только с частным капиталом»

Интервью. Компания «Эталон-ЛенСпецСМУ» петербургского миллиардера Вячеслава Заренкова (372-е место в рейтинге «Ф.») на выходе из кризиса неожиданно оказалась лидером на строительном рынке города.
ссылка: http://www.finansmag.ru/96024/

Вячеслав Заренков: «Дом — это механизм посложнее, чем у «Мерседеса»

Люди начали строить жилища почти полмиллиона лет назад. Поначалу просто чтобы укрыться от непогоды. Позже стали возводить дома-крепости и дома-произведения искусства. В советское время упор делали на то, чтобы быстро и дешево давать стране как можно больше квадратных метров жилья. А сегодня какой тренд в строительстве?
ссылка: http://www.spb.aif.ru/ economic/article/13238

Вячеслав Заренков стал лауреатом премии «Небесная линия»

В июле 2010 года Всемирный клуб петербуржцев и Балтийская медиа-группа учредили премию «Небесная линия», направленную на привлечение внимания к проблеме изменения архитектурного облика Петербурга. Премия вручается тем, кто заслуживает благодарности петербуржцев за участие в сохранении исторического наследия Северной столицы.
ссылка: http://www.bn.ru/news/2010/07/ 27/66724.html

Вячеслав Заренков отмечает юбилей

Отец пугал его работой на стройке, как самым бесперспективным делом, но вопреки всему он стал строителем. Сегодня один из самых успешных петербуржцев, заслуженный строитель России Вячеслав Заренков отмечает юбилей. Как он научился экономить материалы и личное время, почему сменил мастерок на кисть, и какие изобретения Вячеслава Заренкова помогают в спасении жизни людей – знает Ирина Лобань.
ссылка: http://www.tv100.ru/news/ Vjacheslav-Zarenkov-otmechaet- jubilej-38417/

Кризис кончился, но побиты еще не все докризисные рекорды. Два важнейших показателя - суммарный капитал первой десятки рейтинга и всех 500 участников - по-прежнему недотягивают до уровней февраля 2008 года.
ссылка:


27.03.2018

Заренков Вячеслав Адамович

Российский Предприниматель

Вячеслав Заренков родился 28 марта 1951 году в деревне Ходулы Оршанского района Витебской области, Беларусь. Отец - строитель, работал на стройке с 15 до 70 лет. Мать трудилась бригадиром в колхозе. В семье было пятеро детей - четверо братьев и сестра. Все братья в будущем стали строителями. Образование высшее - окончил вечерний факультет Ленинградского инженерно-строительного института по специальности "Промышленное и гражданское строительство". Трудовую деятельность начал в Тресте-39 "Главзапстроя". Прошел все ступени от рабочего до генерального директора. В 1987 году организовал объединение "ЛенСпецСМУ".

За 12 лет своего развития предприятие прошло через реформы и экономические кризисы, выстояло, и сегодня является одним из лидеров на рынке строительства Санкт-Петербурга. На протяжении всего этого времени объединение набирало инерцию движения - сейчас на это движение работает целая команда сподвижников. "ЛенСпецСМУ" решило все вопросы, касающиеся строительного комплекса, взять в свои руки: от получения разрешительной документации до проектирования и сдачи дома в эксплуатацию. Был куплен кирпичный, бетонный и завод железобетонных изделий. Сегодня "ЛенСпецСМУ" - застройщик, генподрядчик и инвестор в одном лице.

Вячеслав Заренков утверждает в отношении к работе неоспоримые истины: передовые технологии, высокую ответственность и качество, интересную архитектуру, комфорт для жильцов и приемлемые цены.
"Я считаю себя рисковым человеком только в тех проектах, в которых я уверен. Риск есть в любой хозяйственной операции и в любой западной фирме он абсолютно четко просчитывается".

Поставив перед предприятием цель - строить лучше, качественнее или не строить вообще, Заренков заложил определенную идеологию бизнеса. В руководстве Вячеслав Адамович придерживается принципа жесткой централизации сверху донизу, но, в свою очередь, считает важным не подавлять, а поддерживать инициативу каждого работника. В своих партнерах хочет видеть прежде всего порядочность и честность, немаловажную роль для него играют опыт и профессионализм. Секретом успеха в своем деле Вячеслав Адамович считает совокупность нескольких факторов, главными из которых называет наличие команды единомышленников и политику фирмы, направленную на стабильность в работе и конечный результат, а не на получение прибыли; стремление работать, а не ждать заказов со стороны. Это его подход к жизни во всем.

Кроме того, бизнес не должен быть бездуховным. Нельзя поселить людей в дома-коробки, нельзя заниматься только производственным процессом, без того, чтобы не заниматься научным и духовным просвещением своих работников.

Именно поэтому "ЛенСпецСМУ" оказывает благотворительную помощь детским домам, инвалидам войны, безвозмездно строит часовни. Более того, занимается издательской деятельностью, которая, естественно, не является доходной. "ЛенСпецСМУ" выступило инициатором создания объединения художников для написания икон в городе Мстеры, а также приняло участие в восстановлении церкви Святой Екатерины на Васильевском острове.

Вячеслав Адамович - Член-корреспондент Академии МАНЭБ, кандидат технических наук в области архитектуры. Занимается научной и исследовательской деятельностью. Имеет более двадцати изданных научных статей. Награжден орденом Святого Даниила третьей степени. В 1998 году за заслуги в области строительства удостоен звания Заслуженный строитель РФ.

В свободное время с удовольствием работает на земле. Спортом занимался всю свою жизнь, имеет первые разряды по волейболу и футболу. Поддерживает тяжелую атлетику. Болеет за "Зенит", которому недавно предоставил четыре квартиры. Является Президент Федерации по академической гребле Санкт-Петербурга.

Главным увлечением последних лет, совершенно неожиданно для Вячеслава Адамовича, стало рисование.

Когда Заренков построил свой дом, очень хотел украсить его живописью. И купил кисти и краски. Так и пишет с тех пор, когда появляется свободное время.

... читать ещё >

В 1987 году Вячеслав Заренков создал строительную фирму "ЛенСпецСМУ", которая в итоге переросла в холдинг "Эталон". За 28 лет компания Вячеслава Заренкова построила более 180 жилых домов. Состояние бизнесмена на 2014 год составляло 20,35 млрд рублей.

Трудовую деятельность , уроженец Белоруссии, начал в 1973 году рабочим–арматурщиком в управлении Главзапстроя Министерства строительства СССР. В 1977 году окончил Ленинградский инженерно–строительный институт и к 1986 году дослужился до начальника управления Главзапстроя.

В 1987 году создал и возглавил строительную фирму " ", которая впоследствии стала одним из крупнейших жилых застройщиков Петербурга. В конце 1990–х годов предприятие переросло в холдинг "Эталон–ЛенСпецСМУ", а в конце нулевых в преддверии IPO - в группу компаний "Эталон".

В 2011 году " " успешно провел IPO на Лондонской бирже (привлек $500 млн на развитие). За первые 3 года после выхода на биржу выручка "Эталона" выросла на 76%, до 39,9 млрд рублей. В 2014 году "Эталон" ввел в эксплуатацию почти 600 тыс. м2 жилья, и в этом же году группа впервые выплатила дивиденды - $0,075 (2,6 рубля) на акцию. Дивиденды Вячеслава Заренкова и членов его семьи составили 350 млн рублей.

За 28 лет ГК "Эталон–ЛенСпецСМУ" построила более 180 жилых домов. В настоящее время в земельном банке группы "Эталон", объем которого составляет 3,1 млн м2 жилья, находится более 20 участков общей площадью более 105 га в спальных районах Петербурга, пять участков общей площадью более 43 га в Москве и участок 67 га Подмосковье.

В управлении и эксплуатации УК "Сервис–недвижимость", входящей в холдинг, находятся многие уже построенные дома общей жилой площадью более 3 млн м2, а также два бизнес–центра на Васильевском острове, построенных "Эталоном": "Биржа" (23 тыс. м2) и "На Смоленке" (16 тыс. м2). Помещения в этих БЦ почти на 90% распроданы.

Также холдинг владеет коммерческой недвижимостью: двумя БЦ класса B+ на Васильевском острове: "Биржа" и "На Смоленке" - общей площадью 39 тыс. м2, а также бутик–центром "Аура" общей площадью 14,7 тыс. м2 на Лахтинском пр.

Строительные и проектировочные компании холдинга активно работают и на субподрядах, в том числе по строительству промышленных объектов. В группу входит собственный завод по производству кирпича из глины, добываемой на собственном карьере в Ленобласти. Вместе с бетонным заводом СМУ "Электронстрой" они не только обеспечивают стройматериалами застройщиков из ГК "Эталон", но и поставляют продукцию другим девелоперам в Петербурге и в регионах.

В 2015 году из–за падения продаж более чем на 57% "Эталону" пришлось скорректировать планы по вводу жилья: вместо запланированных ранее 700 тыс. м2 девелопер рассчитывает сдать не более 500 тыс. м2. Тем не менее рейтинговое агентство Standard&Poors в июне 2015 года подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг группы "Эталон" на уровне B+ (прогноз негативный). Группа привлекла почти $1,4 млрд кредитов, текущая кредиторская задолженность у нее составляет почти $240 млн.

Параллельно с профессиональной деятельностью Вячеслав Заренков занимается наукой (на его счету 189 запатентованных изобретений и более 100 научных статей) и меценатством (реализует проект "Созидающий мир" с ежегодным бюджетом $250 тыс., цель которого - пропаганда творчества среди деловых людей).

Бизнесмен также издает книги и продюсирует современное кино.

Практически весь мой бизнес - это строительство жилья. Это моя стихия, и даже в самые кризисные годы я чувствовал себя в ней комфортно. Правильная структура компании и ее интеграция в мировой рынок позволили привлечь полмиллиарда долларов иностранных инвестиций. На эти средства мы теперь строим комфортное жилье в Петербурге, Москве и Московской области. Главное для меня - люди. Сегодня в «Эталоне» работает более 5 тыс. человек. Я постоянно инвестирую в наших сотрудников, и не только материально, повышая оплату их труда, но и духовно, проводя разные мероприятия, расширяющие их кругозор. Каждый у нас чувствует себя частью команды, работающей на общее дело. Благодаря капиталу, заработанному за 50 лет, сегодня я имею возможность оказывать помощь детским учреждениям, поддерживать талантливых художников, писателей, артистов, возводить православные храмы в разных странах. Как строитель я знаю, что главное в жизни - созидание, потому и назвал свой социальный проект «Созидающий мир». В нем я имею возможность объединять людей из разных уголков мира на основе главных человеческих ценностей - добра, мира и любви.

Вячеслав Заренков официально считается самым состоятельным выходцем из Оршанского района Беларуси. Немного цифр и фактов по его поводу.

По данным «Форбс», он в последние годы неизменно занимал достаточно высокое место в списке 200 богатейших людей России.

До нынешнего года являлся председателем Совета директоров международной группы компаний «Эталон».

За 30 лет работы на рынке недвижимости компаниями Заренкова было возведено более 300 домов в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области общей площадью свыше 7 миллионов квадратных метров. В домах, построенных его компаниями, проживет более 340 тысяч человек. Это почти в 3 раза больше, чем живет во всей Орше сегодня.

По сути, за 30 лет работы он построил и заселил 3 Орши.

Однако в феврале 2019-го Заренков осознанно вышел из управления компанией, оставил бизнес, целиком посвятив себя творчеству и меценатству.

Как ни странно, ни одной серьезной публикации, посвященных этому уникальному человеку, до 17 лет проживавшему на Витебщине, в белорусских СМИ не зафиксировано. Мы хотим исправить данную оплошность.

Тем более, В. Заренков дал большое эксклюзивное интервью порталу «Белой Руси» 2 июля, в момент своего пребывания в Минске.

Портрет на фоне малой родины

- Вячеслав Адамович, благодарен вам за возможность пообщаться. И вот с какой темы хотелось бы начать, пожалуй. В Беларуси второй год кряду проходит под знаком малой родины. А что для вас лично значит это понятие, получившее высокий государственный статус в республике?

Вряд ли скажу сейчас что-то оригинальное... Для меня Родина - это то место, где человек родился, провёл детство, вырос. На эту тему моя супруга даже сочинила песню под названием «Две родины». Там есть такие биографические по большому счету строчки: «Беларусь - ты моя колыбель, а Россия - мое становление».

Вячеслав Заренков с супругой Галиной. Фото: nnov.kp.ru

- В каком смысле они биографические для вас?

Так получилось, что в 17 лет я уехал из деревни в Оршанском районе, где родился и жил все это время, в Россию, в тогдашний Ленинград.

Поэтому Беларусь для меня в какой-то степени - колыбель, а Россия - это уже этап становления, взросления.

Я там на работу поступил, влюбился, женился, институт закончил, карьеру построил. В прошлом году 50 лет, как я там живу. Люблю эту страну.

Но и Беларусь не забываю ни на одну минуту. Родину безумно люблю и ценю. Один-два раза в год сюда приезжаю сюда непременно.
И обязательно прихожу на то место, где стоял наш деревенский домик. Сейчас здесь развалившийся фундамент, заросший бурьяном. Тем не менее, меня туда тянет. Походишь, посмотришь вокруг. Погладишь деревья, которые сам когда-то сажал, поговоришь с ними тихонько.
Там и липа, и дуб… И яблоня моя ещё жива, хотя и 50 лет вроде прошло, как я этот саженец прикапывал и поливал в первый раз…

- А что сейчас происходит с вашей родной деревней Ходулы на Оршанщине?

Деревня моя в хрущевские времена попала в список неперспективных, и с тех пор постепенно разрушается и разоряется. Когда я родился, там было порядка 100 дворов, а сейчас - не больше десятка. Одни старики живут.

Правда, дачники начинают строить домики, но это же сезонные виды жилья… На лето в основном.

- А нет у вас желания родную деревню возродить?

- Вы знаете, желание такое возникало. И не раз. Причем оно приобретало самые разные формы. Когда ты далеко, в Санкт-Петербурге, появляются разные масштабные планы по поводу родной деревни: то сделать там какой-то завод, то рыбную ферму создать или страусиную, как вариант - традиционную животноводческую.

Но когда туда приезжаешь, то понимаешь с грустью: создавать там все это уже не с кем. И желание постепенно затухает, как костёр под сильным дождём.

Так что вряд ли там что-то получится реализовать с моей помощью.

Хотя все может быть. Зарекаться не стану.

- Бог с ними, фермами. Ну а родительский дом восстановить вам не хочется разве?

А родительский дом я скорее всего и восстановлю. Причем в самой что ни на есть ближайшей перспективе. Тем более, я прекрасно вижу внутренним своим взглядом, как он выглядел в то время.

Когда-то ведь даже картину написал «Родина», где его очень подробно прорисовал.

Помню отчётливо каждую ступеньку на крыльце, расположение дверей, защёлку на входе, каждый квадратный метр внутри. Я ведь там многое в свое время сделал собственными руками: окна поменял, перегородки межкомнатные сделал.



Вячеслав Заренков и его картина «Родина». Фото: дворцы-сады-парки.рф

- Когда это было?

Я уже начал работать в Питере, но приехал в деревню в отпуск. И так мне захотелось сделать там уютнее все, что ли. А то была фактически одна большая комната, переходящая в кухню… Вот за несколько лет мы с отцом, бригадиром сельской строительной бригады, кстати, все постепенно и переделали для более удобной и комфортной жизни. Так мы исправили неправильный принцип. Мол, если сапожник без сапог, то строитель - без нормального дома. Не должно так быть на самом деле.

- Так а что это будет в итоге по вашим замыслам - родовое гнездо, музей, что-то еще?

- Нечто среднее. Это будет домик, где смогут собираться все наши родные, в какое-то определённое время года. У меня ведь два брата, сестра, племянники, тетушка жива.

Но собраться всем вместе, за одним столом, нам довольно сложно. Надеюсь, решим эту проблему вот таким образом.

Может, дойдёт когда-то дело и до музея - фамильного, а не просто имени меня, любимого, как кто-то может подумать.

Но пока суть да дело, я рядом с домом поставил что-то вроде часовенки, хотя и без креста. Это временное место для нашего общения, где можно посидеть семейным кругом, перекусить чего-то, выпить, поговорить без лишних глаз и ушей. Теснота и внутреннее тепло там удивительно приятно сочетаются. Такая вот она - малая Родина. (улыбается. - РЕД.)

Широкий человек

Вот смотрите, какая удивительная штука получается. Вы - прежде всего профессиональный строитель, обладатель более чем земной профессии, вроде как отвергающей всяческие там «полёты во сне и наяву».

В то же время серьёзно занимаетесь литературой, являясь членом Петербургского отделения Союза писателей, состоите в рядах Союза художников. Плюс у вас порядка 200 патентов на научно-технические изобретения и так далее. Про таких людей один из самых петербургских писателей по фамилии Достоевский говорил: «Широк человек, я бы сузил». Вы-то себя сужать не планируете, Вячеслав Адамович?

Если кратко - совершенно нет. Знаете, все эти направления, которые вы назвали, самым естественным образом дополняют друга.

Допустим, я с нуля создал бизнес и потом без малого 30 лет руководил крупнейшей строительной компанией «Эталон». Она требовала внимания круглосуточного, без выходных и проходных. Как-то отключиться от вопросов, связанных с бизнесом и развитием предприятия мне никак не удавалось. А это чрезвычайно вредно для психики.

Ну в самом деле, представьте.

Едешь на рыбалку, достаточно далеко от города. Закидываешь удочку - а мысли все равно о том, что там сейчас происходит или не происходит на каком-нибудь объекте.

А вот когда я в первый раз встал за мольберт, то моментально понял: время останавливается, пространство вокруг сжимается, в мыслях у тебя только картина.



За мольбертом. Фото: premiere-magazine.com.cy

Как-то раз я в 8 утра занялся забеливанием холста, потом наброском. Посмотрел на часы: там 10. Дай, думаю, позавтракаю, что ли. А оказалось, что это уже 10 вечера. И все это время мозг мой был отключён от решения повседневных задач, творчески работал и одновременно отдыхал.

То есть живопись стала для вас возможностью уйти в другую реальность, выскочить за рамки основной профессии?

Не совсем так. Понимание цветов, теней, объёмов, которые реализуются на холсте, в итоге позволяет создавать более совершенные дома.

Не займись я живописью, может, и не появилось у нас тех красивых строений, которые стали нашими визитными карточками как в Петербурге, так и в Москве.

- А что касается других ваших увлечений?

Прежде всего, мы в компании все время пытались внедрять что-то новое. И при этом я хотел передать полученные знания и навыки молодым соратникам. Опытом ведь нужно делиться, а не прятать его куда-то в нору.

И вот тогда я начал заниматься научной литературой. Искренне горжусь книгой «Управление проектами». Её читают студенты, преподаватели, она переведена на 6 языков.

Достаточно сказать, что за неё мне в Оксфорде вручили британский орден Королевы Виктории. Весьма почетная награда, кстати.

- Означает ли это, что в Англии будут строить, отталкиваясь от ваших идей или это скорее имиджевые моменты?

Ни книга, ни орден отнюдь не имиджевые. Все там серьезно. А что касается Англии, то там мою книгу действительно читают и многое стараются реализовать на практике. Там все предельно четко сказано о проблемах, связанной с реализацией любого проекта, причем не обязательно строительного. Так сказать, от А до Я.

- Вячеслав Адамович, хотелось бы вас также спросить по поводу литературных опытов. С чего все это началось?

Тут история такая. От меня ведь без подарков никто, как правило, не уходит. И вот когда мне исполнялось 60 лет, собралось очень много народа меня поздравить. Было известно, что придет не менее тысячи людей.

Я отчетливо понимал: что-то нужно оригинальное подарить каждому, на память об этом дне.

И решил в итоге издать книгу, в виде маленьких воспоминаний из собственной жизни. Написал ее где-то в течение пары месяцев и назвал «Сопромат». Мы издали что-то около тысячи экземпляров, я их все раздарил. Вроде бы, людям понравилось. Переиздали по новой. Тираж опять разошелся.

Так и пошло. Оказалось, читателям интересны мои мысли и способ их изложения.

Скажите, а вы сами все пишете или «литрабов» используете, как Александр Дюма-отец или там Фридрих Незнанский?

Да бог с вами, сам конечно. Если отдать свои идеи литераторам всяким, потом не узнаешь собственные задумки. У нас есть только корректор, который лишен возможности работать с моим стилем, исправлять его. Только запятые и опечатки правит - все на этом.

Так вот, вскоре после «Сопромата» появилась вторая моя книга «Записки оптимиста». Она тоже разошлась довольно быстро.

Потом была третья - «Данность жизни». Готовлю сейчас четвертую. Название пока не придумал. Пока это проект «Избранное».


Вторая книга Заренкова получила название «Записки оптимиста». Фото: libs.ru

Страницы нескучной жизни. О бригадирстве в 18 лет, рэкете бандитском и государственном

Отмотаю историю вашей жизни ещё раз назад - с вашей помощью. Вот вы в 17 лет из умирающей белорусской деревни уехали в легендарный Ленинград: без специального образования, без поддержки и блата. А в 18 лет, как явствует из вашей официальной биографии, уже были бригадиром. Это-то маленькое чудо как произошло и за счёт чего стало возможным - нахальства, судьбы, какого-то стечения обстоятельств, фарта?

Думаю, несколько факторов повлияли на мою карьеру на самом начальном этапе.

Во-первых, я начал регулярно трудиться уже после второго класса. Семья наша так была устроена. С братьями и сестрой помогали родителям, кто чем мог - и так все лето. Да и после школы тоже по вечерам были заняты.

Во-вторых, пригодилась моя любовь к точным наукам - математике, геометрии, тригонометрии.

Ведь когда я в Питере семнадцатилетним парнишкой попал в строительную бригаду, где работали достаточно взрослые дядьки, выяснилось: чертежи-то они читают плохо. А мне это легко давалось… Ну как нотная грамота для музыканта.

Кроме того, любил дисциплину безо всякой показухи. И в итоге меня избрали - именно избрали, а не назначили - бригадиром специализированной арматурно-сварочной бригады одного из ленинградских СМУ. Вот и все.

Вячеслав Адамович, вы начали создавать строительный бизнес в 90-е годы. А это было время для Ленинграда-Санкт-Петербурга неоднозначное и во многом печальное. Для бизнеса это - однозначные ассоциации с криминалом, темными, кровавыми моментами. Как вам удалось перелистнуть ту страницу жизни?

Знаете, я никогда не дружил и не пытался связываться с криминалом, бандитами и т.д.

- Так криминал сам приходил к бизнесу, это не тайна…

Ну да, приходили и к нам. Но тогда получали соответствующий ответ. Было разное, конечно. Вот однажды, допустим, завалились в офис человек шесть с пистолетами - поговорить.

Я тут же вызвал ОМОН. Прибыло к нам примерно столько же бойцов - с автоматами.

Я их усадил друг напротив друга за большой стол в своём кабинете и предложил на выбор два варианта. Либо устроить перестрелку, в которой вряд ли кто выживет. Либо взять хорошей, непаленой водки, выпить и разойтись. В итоге выбрали второй вариант. Посидели, поворчали друг на друга и разошлись с миром.

Полтора года меня потом никто не трогал. А когда снова пришли - пришлось подключать уже более влиятельных людей. Благо, появились возможности.

В общем, вышли из всей этой поганой пены мы достойно, никому не поддались.

- А если бы поддались?

Тогда сели бы на шею… Скорее всего, компанию утащили бы в криминал. А такие люди и предприятия жили тогда хоть и весело, зажигательно, но недолго.

- Жизнью вам приходилось рисковать в то время?

И не раз. Пистолет ко лбу несколько раз приставляли. Не действовало на меня это. Никому ни за что не платил и всегда об этом говорил: «Я здесь никому из вас ничего не должен». Дошло до того, что к нам приезжали какие-то московские, очень серьезные «братки». Мол, если питерские с тобой не справляются, мы решим вопрос. Никуда не денешься: будешь платить, деньги у тебя есть.

- И что в итоге?

А ничего. Я им купил обратные билеты до Москвы и дал «сопровождающих», чтоб не задерживались в Питере надолго. Вообще, с высоты своих лет могу точно сказать: проблемы решаются, если у вас есть настоящая цель. А у нас она была. Мы строили много и качественно, нас многие знали и уважали.

И вот ещё нюанс того времени. Всех этих бандитов привлекал прежде всего бизнес с быстрым финансовым оборотом.

Мне ведь тоже предлагали сделать быстрые и очень «вкусные» деньги, кстати.

- Например?

Я был в Америке по делам, купил там компьютер за 3 тысячи долларов. Привёз в Петербург. И мне предложили через американских друзей приобрести 200 компьютеров, а здесь легально их реализовать: по 18 тысяч долларов за штуку.

3 миллиона долларов прибыли получалось легко и красиво. Но я понимал, что после такой сделки охоту на меня начнут сразу несколько групп. И довольно жёстко отказался.

Предлагали и машинами торговать, и в банковское дело войти. Но мы занимались строительством и жили по принципу О.Генри: «Не мы выбираем дороги, дороги выбирают нас».

- А правда, что бандиты были клиентами вашей компании в 90-е годы?

А почему нет? Денег у них тогда хватало, с жильём же всегда была напряжёнка. Поэтому да, у нас были клиенты из криминальной сферы. Но работа с ними велась по нашим правилам. Вкладывайтесь финансово - и получайте квартиры на любой вкус.

- По сути, это самые скандальные ситуации в вашей карьере?

Как сказать. Противостояние с бандитами - тут безусловно есть момент скандала. Но ведь были ещё сертифицированные бандиты от власти - разные инспектора, налоговые органы… Целые пьесы ведь разыгрывались в нашем офисе.

- Это какие?

Вот представьте. Приходит пара очень серьезных налоговых инспекторов ко мне и начинается такой вот диалог, полный внутренней драматургии:

- Ни копейки не получите, - говорю им с порога.

- Как так? Вы что, с Луны упали? Да это же государственное дело, у нас план есть. Мы по нему должны у вас выявить нарушений минимум на 3 млн рублей. Тогда и только тогда вы сможете нормально работать. Мы же все равно что-нибудь да найдем у вас. Понимаете?

- Найдете вот это «что-нибудь» - подам в суд, персонально на вас, а не на абстрактную районную налоговую. И все мои затраты вы оба оплатите лично, из своего кармана.

Знаете, собирались и задумчиво так уходили восвояси. То же самое примерно с пожарными инспекторами происходило. Они приходили, начинали нудеть про выявленные нарушения. Им я говорил примерно следующе: «Вы план объекта на начальной стадии видели, со всем соглашались, все подписывали? Если нет, давайте я позвоню вашему начальству и с ним обсудим вашу профессиональную компетенцию и моральный облик». Их как ветром сдувало.

В общем, и с чиновниками, и с бандитами приходилось жёстко проводить свою политику, по-другому никак. Один раз заплатишь - они тут же садятся на шею.

Победить коррупцию реально. И отнюдь не только китайскими методами

Вячеслав Адамович, один наболевший вопрос… На ваш взгляд, реально ли победить коррупцию, либо это - полная утопия? Вон в Китае чиновников за это дело расстреливают чуть не каждый день, и все равно не могут справиться.

Победить её абсолютно реально, и расстрелы тут не помогут. Нужно последовательно решить всего три задачи, со звездочкой, как говорили в школе.

Первая: замотивировать чиновников на конечный результат. Мол, будет результат на вашей подведомственной площадке - получите очень хорошую зарплату. Только так и никак иначе. И не дай бог на вас пожалуются люди: на вашу зарплату очень из желающих выстроится - за горизонт.

Вторая: всю разрешительную систему заменить на уведомительную. Это означает, что если ты решил открыть бизнес, то просто уведомил некую структуру - и пошёл работать. В итоге платить никому ни за что становится не нужно.

А сейчас коррупция начинается как раз на этом уровне: разрешу-не разрешу, дам добро-не дам…

- Ну хорошо. Вот приходит некий гражданин и заявляет: я уведомляю, что хочу построить вот здесь дом. И пошел. Это же хаос какой-то начнётся.

Нет. Для реализации такого замысла потребуется провести общественные слушания, устранить замечания - и только тогда начинать строить дом.

- Но в общественные слушания может влезть заинтересованный чиновник и все заблокировать.

А ничего он не заблокирует. Замечания рассматриваются только на предмет соответствия СНиПам. Поверьте, я знаю, о чем говорю (улыбается. - РЕД .).

- И какая третья задача, решение которой способно уложить коррупцию на лопатки?

Если кратко, то это - сменяемость власти. Когда власть на местах сильно укореняется и обрастает связями - получите и распишитесь. Вот она, питательная среда для коррупции. В общем, все просто и сложно одновременно.



Встреча с президентом России Владимиром Путиным. Фото: http://hramostroitel.ru

ФОНДОВЫЙ СОЗИДАЮЩИЙ вопрос

Перехожу к теме, которую просто обязан затронуть. Вы создали фонд «Созидающий мир». Через него делаете много для поддержки творческих «штыков» в России и Беларуси, Европе - художников, музыкантов, литераторов. А для чего все это вам?

Давайте попробуем начать с базовой идеи фонда.

Бывая за границей, я видел, что люди, которые там живут, не знают, что такое Россия. Это какой-то набор клише: водка, балалайка, Сибирь, много снега и прочая туфта.

Откровенно говоря, и в России представление о Европе весьма извращенное. Благодаря нашему славному телевидению средний россиянин в глубинке уверен, что культуры там нет, процветают гомосексуализм и духовная нищета.

И наш фонд задумывался именно в созидающем ключе: дать позитивную информацию зарубежным представителям о нас, славянах. Но при этом предоставить возможность россиянам и белорусам увидеть жизнь за рубежом.

- И с чего все начиналось в реальности?

Для начала мы собрали группу художников. Я их вывозил за границу на своеобразные стажировки. Они там жили, общались, писали, выставки делали. И оттуда возвращались другими людьми.

Параллельно мы приглашали зарубежных художников в Россию, в самую что ни на есть глубинку. Везли их в Красноярский край, в Псковскую и Новгородскую губернии. И у них тоже случался серьезный внутренний коллапс. В том же сибирском Красноярске они оказались, когда там было 33 градуса жары. И так - две недели кряду. Они только цокали языками и говорили: «Это же просто юг, какие удивительные просторы, какой класс». А дальше свои впечатления записывали на холсты, разумеется.

В итоге у нас сегодня около тысячи удивительных картин в фонде. Мы провели замечательную выставку в Манеже «Мир глазами художников»…

- А в чем изюминка работы вашего фонда, и есть ли она в принципе?

Знаете, я давно понял. Нынешняя молодежь плохо знает мир реальных профессий. По поводу того, кем они станут, в десятом классе у школьников на 90 % какая-то остывшая манная каша в голове.

Был такой случай из личной практики. Я пришел в школу. Там на открытый урок с моим участием собрали всех старшеклассников. Перед началом своей лекции задал вопрос: « Кто хочет стать строителем?». В ответ двое человек робко подняли руки.

После того, как я им более часа увлеченно рассказывал о чудесах строительной профессии и мне нужно было уезжать, 80 % подняли руки и изъявили желание хоть завтра связать свою жизнь со строительной отраслью.

Кроме того, фонд начал выпускать познавательные книги для молодежи.

Про строительство у нас вышла отличная, яркая книга, про работу в полиции… Они дают эффект, и очень серьезный. Ну и по другим специальностям мы проводим разъяснительную работу. Выявляем талантливых, организовываем зарубежные поездки, поощряем их хорошими премиями. Сейчас создаем свое издательство.

Фото: ufa.kp.ru

А откуда у вас такое увлечение музыкой, если не секрет? Вы опекаете композиторов, поддерживаете развитие балета, серьезных симфонических программ.

Хорошая музыка понятна всем, а значит, она действует созидающе и действует в соответствии с законами и сутью нашего фонда.

И это увлекательный процесс. Вот композитор Михаил Крылов написал музыку к балету «Три маски короля» по моему либретто фактически слепым.

- То есть?

У него была сложная операция на глазах. Две недели ходил с повязкой, писал вслепую. Зато как здорово у него все это получилось.

В общем, «Созидающий мир» живет, развивается, выходит на новый уровень.

- А что за история с документальными фильмами, которые также продюсирует ваш фонд?

Все началось с того, что мы в архивах нашли потрясающий документ, список под названием «Предать забвению». Это перечень величайших людей из царской России, которых за неподходяще происхождение или еще по какой-то причине решили предать забвению. Такая резолюция соратников Ленина есть на чудовищном документе той эпохи. И ведь предали.

И мы решили создать цикл документальных фильмов из цикла «Забытые великие». Пока сняли 5 проектов.

- И кому они посвящены?

Скажем, мы из полного забвения выдернули имя и судьбу Петра Губонина. Он родился в крестьянской крепостной семье, три класса школы закончил. А к 37 годам был уже третьим в Российской Империи человеком по объему капиталов.

- Каким образом, нефтью что ли торговал?

Нет, берите выше. В XIX веке он построил 78 % железных дорог в России. Он также занимался строительством, карьерами, заводами.


Промышленник, меценат и благотворитель Петр Губонин, чье имя чуть навсегда не вычеркнули из истории. Фото: livejournal.com

- Такая не раскрученная, не медийная фамилия, откровенно говоря…

Так я же говорю, вычеркнут из истории страны в соответствии с циркуляром «Предать забвению». Или взять того же Верещагина, создателя вологодского масла. Это абсолютный европейский бренд. Верещагину памятник стоит в Швейцарии, там сыры выпускают по его фирменным рецептам. Но на Родине его почти забыли.

В Праге есть станция, которая называется «Имени академика Ивана Петровича Павлова». Именно так. В Петербурге, насколько мне известно, нет такого почтения к этому человеку, прожившему там большую часть жизни и похороненному на Волковом кладбище.

Ну, в Петербурге даже Столыпина забыли. Мы планируем открыть ему памятник, установить мемориальную доску на доме, где он жил и работал. А то как-то даже неприлично. В Гродно, где он губернаторствовал порядка года, доска в память о Петре Аркадьевиче установлена. А в Петербурге, в котором реализовал себя как великий государственный деятель и реформатор, никаких особых знаков памяти в его честь нет.

«Когда же мы будем делить наши деньги?»

Вы знаете, очень насыщенная беседа, «наваристая» такая. Лично у меня возникает ощущение, что нет в природе таких вопросов, на которые у вас не было бы развёрнутых ответов. Нет?

Ну почему же? Таких вопросов довольно много. Хотя есть те, которые уже изрядно надоели. Один из таких звучит примерно так: «Вы же всю сознательную жизнь провели в бизнесе, как можно было его бросить, продать, пусть и за хорошие деньги?»

- А действительно - как?

Видите ли… На телеканале РБК мне недавно вручили диплом за лучшую сделку года. На самом деле, я 3 года готовил цивилизованный выход из бизнеса. За 20 лет, на моей памяти, не было таких прецедентов в нашей сфере в России. У крупных бизнесменов было три варианта освободится от своей ноши: либо в могилу, либо в тюрьму, либо банально все отбирали.

Ни один из этих вариантов мне как-то не подходил.

- Так а откуда в принципе возникла эта идея - выйти из бизнеса?

Я пришел к выводу, что к 65 годам у человека запас энергии истощается, зато накапливается усталость. Что бы он там ни говорил про своё сибирское здоровье и прочие чудеса. Ну трудно в этом возрасте отдаваться делу на все 100. И я в итоге принял решение. Но 2 года у меня ушло на подготовку того, чтобы спокойно, цивилизованно выйти из этой игры.

В итоге вы официально получили большие деньги, которые нет смысла обсуждать. Вопрос в другом. Вот вы активно вкладываетесь в меценатство, а могли бы положить эту сумму в надежный банк под проценты и чувствовать себя прекрасно. Или раздать поровну всем россиянам, а еще лучше - белорусам, в рамках какой-нибудь благотворительной акции. Разве нет?

Нет. За последние 2 года я все высвобождавшиеся деньги потратил на строительство 4 крупных храмов. Одного - на Кипре, трех - в Санкт-Петербурге. Сейчас завершаем работы по восстановлению храма Рождества Христова в центре города на Неве.

Я вас уверяю - это очень серьёзные деньги, которые были потрачены на весьма важное дело.

Второе. Чтобы отправить за границу группы художников, писателей, тех же операторов и обеспечить им там комфортные бытовые условия, требовались опять же значительные средства.

Плюс мы содержим столовую для нуждающихся, помогаем инвалидам. Но адресно. А раздать просто так всем людям - это в путь никуда, «шариковщина» какая-то.

Как не разочароваться в такой церкви?

- По логике XIX века (да и сегодняшнего времени тоже, пожалуй) человек, жертвующий на церковь столь серьёзные суммы, очень серьёзно нагрешил в жизни и теперь пытается как-то грехи замаливать. Это не про вас, случайно?

Абсолютно неверное рассуждение. За мной реально плохих дел не числится. Ну вот бандитов отваживал, разве что... (смеется. - РЕД.)

Для меня важно создать что-то интереснейшее, уникальное. Несмотря на то, что храмов в мире огромное количество, мы на Кипре смогли создать не имеющий аналогов комплекс. Сегодня это центр притяжения всего этого региона. Только на фестиваль «КипРус» за один весенний день в этом году прибыли 19 тысяч человек.

Или вот более близкая вам, надеюсь, история. Толочинский монастырь, недалеко от моей деревни расположенный. Про него же забыли. А это - XVI век. Да там Наполеон две недели ночевал. Просто чудесное место, жемчужина.

Как-то я приехал посмотреть на эту святыню и увидел, что там какой-то ужас творится. В резиновых сапогах выше колена и то было трудно ходить. Под прохудившейся, как решето, монастырской крышей монашки спали. И для меня стало долгом чести восстановить такой памятник и вернуть миру настоящую красоту. Я искренне благодарю Бога за то, что у меня есть такая возможность сегодня - помогать восстанавливать в мире гармонию.


- Я читал в одном из ваших интервью о том, как один из белорусских служителей культа вас сначала попросил помочь восстановить старую колокольню. Получил согласие. А потом попытался откровенно надуть. Вас эта история не оттолкнула от процесса помощи православной церкви, которая прирастает очень серьезными богатствами и живет порой в неподобающей роскоши?

Знаете, не стоит путать церковь и чиновников от церкви. Есть там батюшки, которые несут свет, истину людям. Для меня это важно.

Но над этими батюшками стоит «поповский исполком», который преследует порой совершенно иные истины. Разве не так?

- «Поповский исполком», как вы изящно выразились - это совсем другое, к истинной службе он отношения не имеет. Я понимаю людей, которые критикуют генералов от церкви. Но церкви я строю не для них, а для подвижников - удивительно достойных батюшек.

Наша тема

Вячеслав Адамович, поскольку материал этот будет размещен на сайте крупнейшего общественного объединения «Белая Русь», хотелось бы задать несколько базовых вопросов в таком блицевом режиме. Скажите, что для вас лично означает понятие патриотизм, общественная деятельность и как вы в принципе относитесь к нашему движению?

Я знаю прежде всего, что это движение в надёжных руках. С Геннадием Брониславовичем Давыдько знаком более 20 лет. Это - достойнейший человек. Мы с ним относимся друг к другу как братья и не только потому, что когда-то родились в соседних деревнях Оршанского района. Он в Поповке, а я - в Ходулах…

Геннадий умеет гениально, абсолютно ненавязчиво объединять людей.

И он надёжный, абсолютно искренний соратник Президента Беларуси.

Вашему же движению я искренне желаю успеха. Если под вашими знамёнами будут находиться прогрессивные, достойные, активные люди - это будет здорово для всей страны.

Что касается патриотизма, то я считаю, что это прежде всего любовь к тому месту, где ты родился. Плюс любовь к окружающим тебя людям и делу, которым ты занимаешься. Важно также отношение к семье и земле, на которой живёшь.

Лично я считаю себя патриотом и Беларуси, и России. Так же, как и вся моя семья, кстати.

- Скажите, вы регулярно приезжаете в Беларусь, чтобы проверить, как реализуются те или иные ваши проекты?

Да нет, мне просто жизненно необходимо побывать на родине, пообщаться с однокашниками, близкими родственниками, поговорить с моими деревцами, которые вымахали будь здоров, энергией этих мест подпитаться.

Контролировать тут мне особо нечего. Разве что школу, в которой я учился. Да, она под моим патронатом находится.

- И что это означает в итоге?

Там оборудован очень хороший, современный компьютерный класс. Плюс организовываю для ребят поездки по интересным местам мира. Дважды они побывали на Кипре. Нужно было видеть их глаза, когда они побывали на этом сказочном острове. Поговорить со школьниками об их учебе, выслушать, попробовать помочь решить проблемы, порадоваться вместе успехам…. И продолжить исподволь помогать дальше. Возможно, это и есть патриотизм. По крайней мере, является одним из ярких его проявлений.

Кстати, перед «Белой Русью» несколько месяцев назад Президентом была поставлена задача заняться поиском перспективной молодёжи с задатками лидеров и подготовить их для выхода на новый, государственный уровень. Что, на ваш взгляд, нам стоит делать в первую очередь?

Полагаю, стоит предоставить молодёжи свободу самовыражения. Если они будут действовать без оглядки, то сами себя покажут - рано или поздно. А что касается выявления потенциальных лидеров. Вы и сами все знаете, наверняка. Есть смысл проводить конкурсы, олимпиады, семинары.

Я лично прекрасно помню, как в школьные годы старался ездить на все олимпиады по математике, геометрии. Жили мы очень бедно, одежды нормальной не было. Но мать подшивала для меня парадные отцовские штаны, я напяливал огромные кирзовые сапоги, надевал перелицованную рубашку и ехал в таком виде в город. Что показательно… Ведь мы, деревенские, часто щёлкали задачки получше всех этих городских аристократов. Было такое.

В общем, Беларусь страна довольно большая, не забытая Богом и не обделенная талантами. При желании здесь можно найти людей для реализации самых разных проектов. В общем, все у вас получится.

Всего вам доброго…

Беседовал Александр Новиков, ведущий специалист «Белой Руси» по работе со СМИ