Учет грузового автомобиля на балансе предприятия. Приобретение подержанного автомобиля

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие расходы включаются в стоимость приобретенного транспортного средства
  • Обязательно ли нормировать затраты на ГСМ
  • Нужно ли платить транспортный налог с арендованных автомобилей

Учет автомобиля в бухгалтерском учете имеет свои особенности. Во-первых, если вы купили транспортное средство, то его нужно правильно поставить на баланс — в нужной стоимости и в нужный момент. Во-вторых, необходимо организовать учет расходов на содержание транспорта. И здесь, как правило, возникают вопросы по ГСМ: нужно ли нормировать затраты на топливо для целей налогового учета или можно принять их без каких-либо ограничений в полном объеме? Также все автовладельцы платят за автостраховку, учет которой тоже может вызвать сложности. В-третьих, бухгалтеру, отвечающему за учет автомашин, может быть поручено рассчитывать транспортный налог. В таком случае нужно знать все тонкости расчета этого платежа.

В данной статье мы представили ряд неочевидных правил, которые помогут вам разобраться во всех этих налоговых проблемах.

Чтобы принять к учету транспортное средство, не нужно дожидаться его госрегистрации

Автомобиль — это, как правило, дорогостоящая покупка, и принимается она к учету в качестве основного средства. Поэтому важно правильно сформировать его первоначальную стоимость в бухгалтерском учете. Именно эту стоимость можно будет списать на расходы и в учете налоговом по правилам, установленным для основных средств. То есть после оплаты автомобиля и ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

При этом факт государственной регистрации транспортного средства на учет не влияет. Дело в том, что условие госрегистрации должно соблюдаться, только если речь идет об объектах, права на которые подлежат госрегистрации. Как, например, в случае с недвижимостью (ст. 131 ГК РФ). В случае же с транспортным средством речь идет о регистрации самого имущества, а не прав на него (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196ФЗ). Права на него вы и так уже получили по факту подписания договора купли-продажи. И если вы ввели автомобиль в эксплуатацию и стали на нем ездить, не дожидаясь регистрации и госномера, можете принимать авто к налоговому учету. И первую часть стоимости списывать на расходы в налоговом учете в этом же квартале.

Для учета автомобиля в бухгалтерском учете государственная регистрация транспортного средства также значения не имеет (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Поэтому, купив автомобиль, вы сразу можете отразить его в составе основных средств по цене, которая указана в договоре купли-продажи. В стоимость объекта включите понесенные к этому моменту затраты (п. 8 ПБУ 6/01). Например, расходы на его доставку. Кроме того, вы можете успеть оплатить госпошлину за регистрацию транспортного средства, внести плату за прохождение техосмотра. На эти суммы также увеличьте первоначальную стоимость основного средства.

После того как учтете авто в составе основных средств, его стоимость уже не меняйте. Изменение допустимо только в строго определенных ситуациях. Например, в случае дооборудования (п. 14 ПБУ 6/01). Поэтому если, например, регистрацию транспорта и технический осмотр вы оплатили позже постановки авто на учет, отразите эти затраты как обычный расход в бухгалтерском учете (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В налоговом учете — аналогично. Государственную пошлину можно показать как отдельный расход на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. А плату за технический осмотр списать по подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

В налоговом учете при УСН стоимость полиса КАСКО учесть нельзя

В процессе эксплуатации машины автовладелец несет расходы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), а также по добровольному страхованию самого транспортного средства (КАСКО). В налоговом учете при «упрощенке» вы можете списать только стоимость обязательного страхования, то есть ОСАГО. Учитывать нужно всю стоимость полиса сразу после его оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А вот стоимость полиса КАСКО на расходы отнести не разрешается. Дело в том, что расходы на уплату такой страховки не поименованы в закрытом перечне затрат, которые можно учитывать при «упрощенке» (п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

До госрегистрации автомобиля отражайте его на отдельном субсчете счета 01

Факт госрегистрации автомобиля для бухучета значения не имеет. То есть вы можете принять к учету в составе основных средств даже незарегистрированный транспорт, если соблюдаются все необходимые условия для принятия его к учету (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). При этом рекомендуем завести на счете 01 «Основные средства» отдельный субсчет для отражения на нем незарегистрированных машин. Такой аналитический учет удобен, поскольку по незарегистрированным авто транспортный налог не платится (абз. 1 ст. 357 НК РФ). Поэтому у вас всегда будет под рукой информация о том, какие объекты точно в расчет транспортного налога включать не нужно. Как только регистрация транспорта завершается, делайте внутреннюю проводку по счету 01.

Что касается бухгалтерского учета, то в нем отражайте все суммы, уплаченные на страхование, в полном объеме. При этом списывать стоимость страховки на расходы вы можете либо единовременно на дату оплаты (п. 18 ПБУ 10/99), либо равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 19 ПБУ 10/99). Выбранный способ закрепите в бухгалтерской учетной политике.

Пример 1. Учет расходов на автострахование

ООО «Пульс» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 5 мая 2015 года общество оплатило полис ОСАГО на один год в размере 8000 руб. А 7 мая приобрело еще полис КАСКО также на год, заплатив за него 40 000 руб. Согласно учетной политике компании стоимость страховки учитывается в бухгалтерском учете единовременно. Автомобиль, для которого приобретаются страховки, используется для перевозки товаров.

— 8000 руб. — отражена уплата страховой премии по ОСАГО;

— 8000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по ОСАГО.

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» КРЕДИТ 51

— 40 000 руб. — отражена уплата страховой премии по КАСКО;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

— 40 000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по КАСКО.

На расходы при УСН бухгалтер отнес только стоимость полиса ОСАГО в размере 8000 руб., сделав 5 мая 2015 года соответствующую запись в Книге учета доходов и расходов. Затраты на полис КАСКО в размере 40 000 руб. в налоговом учете не отражаются.

Обратите внимание : если вы понесли расходы на страховку до принятия авто к бухучету, то включать уплаченные суммы в первоначальную стоимость объекта, считаем, оснований нет. Подобные траты в будущем вы будете нести регулярно, поэтому не совсем правильно считать их расходами, непосредственно связанными с приобретением автомобиля. А ведь именно такие траты разрешено включать в первоначальную стоимость основного средства согласно пункту 8 ПБУ 6/01. Поэтому учитывайте страховку ОСАГО и КАСКО как обычные расходы так, как мы рассказали выше, не забывая, что стоимость полиса КАСКО в налоговом учете не отражается.

Нормирование бензина

До недавнего времени Минфин России полагал, что для целей налогового учета необходимо нормировать стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов (ГСМ). Для этого предлагалось использовать нормы и порядок, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57). Однако в последнее время финансовое ведомство признает это не обязанностью, а правом налогоплательщика (письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на топливо.

Поэтому в налоговом учете при УСН стоимость ГСМ (бензина, масел и т. п.) вы можете учитывать на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в полном объеме либо в пределах норм. Выбранный вариант утвердите учетной политикой для целей налогообложения. При этом, если вы решили нормировать стоимость ГСМ, не обязательно пользоваться именно нормами Минтранса. Вы можете применять данные технической документации завода-изготовителя авто либо разработать показатели самостоятельно, проведя контрольные замеры расхода топлива.

Принимая решение о том, нормировать расходы на ГСМ или нет, учитывайте, что налоговые органы на местах могут по-прежнему требовать от вас списания топлива в пределах нормативов. Поэтому, если вы решили учитывать такие расходы без ограничений, будьте готовы к тому, что придется спорить и отстаивать свою позицию.

В бухгалтерском учете все приобретенное топливо приходуйте на счет 10 «Материалы» субсчет «Топливо» (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). И списывайте его на основании данных путевых листов и чеков на покупку топлива в полном объеме по факту на счета учета затрат (20, 26, 44, 91 и т. п.). Даже если вы нормируете расходы, в бухучете это никак не отражается. Нормы вы применяете только для целей налогообложения. Единственно, вы можете завести для отражения сверхнормативных расходов на покупку ГСМ отдельный субсчет.

Пример 2. Учет расходов на ГСМ

На балансе ООО «Темп», применяющего УСН с объектом доходы минус расходы, числится легковой автомобиль. 12 мая 2015 года на этом авто водитель А.Е. Петров был отправлен на служебное задание. Под отчет А.Е. Петрову выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб. По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета ООО «Темп» списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

  • остаток топлива в баке при выезде на служебное задание — 2 л;
  • остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место — 7 л;
  • пробег автомобиля во время поездки — 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л). Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. — 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

Бухгалтер сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

— 825 руб. — выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо» КРЕДИТ 71

— 825 руб. — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 субсчет «Топливо»

— 660 руб. (20 л × 33 руб.) — списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете ООО «Темп» списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

  • базовая норма расхода топлива на 1 км — 0,089 л;
  • поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат — 1,07;
  • нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май составляет 19,046 л (0,089 л/км × 200 км × 1,07). Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при «упрощенке», равна 628,52 руб. (33 руб. × 19,046 л). Эту сумму бухгалтер ООО «Темп» записал в Книгу учета доходов и расходов 31 мая. Не учтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

Транспортный налог платит собственник машин, а экологический сбор — тот, кто их использует

Платить транспортный налог должны лица, на которых зарегистрирован транспорт (абз. 1 ст. 357 НК РФ). То есть собственники машин. Поэтому если какие-то машины вы арендуете, не нужно рассчитывать и уплачивать по ним транспортный налог. Делайте это только по собственным машинам. Исключение — если вы лизингополучатель и на вас временно зарегистрирован транспорт.

А вот экологический сбор за загрязнение атмосферы автомобилями, то есть плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачивает тот, кто пользуется транспортным средством. Значит, даже если ваши машины арендованы, включите их в расчет такого сбора.

Если фирма процветает, то рано или поздно у первых лиц компании появится служебный транспорт. Это означает дополнительные удобства для руководства и новые проблемы для бухгалтера.

Приобрести автомобиль сейчас несложно. Причем это можно сделать, даже не имея в своем распоряжении достаточной суммы. Автосалоны активно привлекают клиентов новыми, все более выгодными, схемами покупки – от беспроцентного кредита до лизинга. Как правило, беспроцентный кредит связан для покупателя с обязательной покупкой страхового полиса КАСКО (риск угона и причинения ущерба автомобилю). Такой полис недешев и требуется далеко не всем.

Поэтому часть фирм пользуется лизинговой схемой. Ее основное преимущество по сравнению с покупкой за счет кредитных ресурсов в том, что лизинговая комиссия облагается НДС, а значит, вы сможете предъявить налог к вычету. Подробнее об этом и других преимуществах договора лизинга мы уже писали в № 3 за этот год в статье «Лизинговая минимизация».

И тем не менее самым распространенным способом приобретения автомобиля все же является его покупка. Об оформлении этой операции и пойдет речь в статье.

Подумали и купили

Как новые, так и бывшие в употреблении машины покупают по договору купли-продажи с обязательным оформлением счета-фактуры и накладной.

Поскольку автотранспорт относится к основным средствам, то он принимается к учету на основании акта приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1). На основании этого документа оформляется инвентарная карточка (форма № ОС-6). Напомним, что образцы бланков можно найти в постановлении Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

В бухгалтерском учете первоначальную стоимость основного средства определяют в соответствии с ПБУ 6/01. То есть суммируют все фактические затраты организации на приобретение автомобиля за исключением НДС.

Фактические затраты – это сумма, уплаченная в соответствии с договором купли-продажи, а также стоимость консультационных и информационных услуг, проценты по заемным средствам, привлеченным для покупки автомобиля, и прочие затраты, непосредственно связанные с его приобретением. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортного средства включаются затраты на установку дополнительного оборудования, сигнализации, проведение антикоррозийной обработки и т. п., а также стоимость комплекта запасных шин.

Купив автомобиль, собственник должен поставить его на учет в ГИБДД. Сроки установлены в постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. Так, зарегистрироваться нужно в течение пяти дней с момента приобретения или снятия с учета транспортного средства либо в течение срока действия регистрационного знака «Транзит».

Когда государственная регистрация осуществлена, фирма принимает автомобиль на учет в качестве основного средства на основании приказа руководителя. Регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля, включаются в первоначальную стоимость основного средства.

Пример 1

ООО «Нева» приобрело автомобиль ВАЗ-2110 за 200 600 руб. (в том числе НДС – 30 600 руб.) Сумма сборов за регистрацию транспортного средства составила 1000 руб. Бухгалтер «Невы» сделал следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

– 170 000 руб. – отражена в учете стоимость покупки автомобиля без НДС;

Дебет 19 Кредит 60

– 30 600 руб. – учтена сумма НДС по приобретенному автомобилю;

Дебет 08 Кредит 76

– 1000 руб. – отражена сумма регистрационного сбора;

Дебет 76 Кредит 51

– 1000 руб. – оплачен регистрационный сбор;

Дебет 60 Кредит 51

– 200 600 руб. – произведена оплата по договору купли-продажи автомобиля;

Дебет 01 Кредит 08

– 171 000 руб. (170 000 + 1000) – оприходован автомобиль по первоначальной стоимости;

– 30 600 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Для целей налогового учета прибыли первоначальная стоимость приобретенной машины определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Она складывается из расходов на покупку автомобиля, доставку и доведение его до состояния, пригодного для использования. Таким образом, первоначальная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в целом совпадают. Исключение составляют проценты по заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и суммовые разницы (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для целей налогообложения эти траты являются внереализационными расходами и относятся на финансовый результат в текущем налоговом периоде.

Без страховки не обойтись

Все владельцы автотранспорта должны заcтраховать риск автогражданской ответственности. Без этого вы не сможете пройти государственный технический осмотр и регистрацию.*

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в пункте 6 статьи 272 Налогового кодекса. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Начинаем ездить

Начисление амортизации по автотранспорту ничем не отличается от амортизации других основных средств. Единственная особенность установлена в пункте 9 статьи 259 Налогового кодекса РФ. К норме амортизации легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью свыше 300 000 и 400 000 рублей соответственно применяется понижающий коэффициент 0,5.

Основной вид затрат при эксплуатации автомобилей – приобретение горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей. При приобретении ГСМ за наличный расчет водителю или другому лицу, эксплуатирующему данное транспортное средство (например директору), выдается под отчет определенная сумма денег. После представления подотчетным лицом авансовый отчет с приложенными кассовыми чеками АЗС утверждается руководителем предприятия. На основании этого документа приобретенное топливо принимается к учету.

С точки зрения бухгалтерии удобнее приобретать топливо по договору поставки с условием оплаты по безналичному расчету. Поставляемые таким образом ГСМ принимаются к учету на основании полученных от поставщика накладной и счета-фактуры. Другой удобный вариант – оплачивать горючее по топливным талонам.

Пример 2

ООО «АЗС» заключило с ООО «Автомобиль» договор поставки бензина марки А-95 посредством отпуска по талонам. По договору фирма «Автомобиль» заплатила 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.) за 1000 л бензина по 17,7 руб. за литр. Оплата по безналичному расчету произведена 27 сентября 2005 года. ООО «АЗС» выдало 50 талонов на 20 л бензина каждый. В тот же день все талоны были переданы водителям под отчет. До конца месяца были израсходованы пять талонов по 20 л. По окончании месяца 30 сентября 2005 года составлен акт приемки-передачи топлива. Согласно акту, «Автомобиль» получил 100 л бензина на сумму 1770 руб. (17,7 руб. (100 л), в том числе НДС – 270 руб.

Бухгалтер ООО «Автомобиль» сделал в учете следующие проводки:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51

– 17 700 руб. – перечислены денежные средства в качестве предоплаты за бензин;

Дебет 50-3 Кредит 60 (76)

– 17 700 руб. – получены в кассу топливные талоны;

Дебет 71 Кредит 50-3

– 17 700 руб. – выданы талоны водителям под отчет.

Дебет 10-3 Кредит 71

– 1500 руб. – оприходовано приобретенное топливо;

Дебет 19 Кредит 71

– 270 руб. – учтен НДС по топливу, приобретенному по талонам;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»

– 1770 руб. – зачтена часть аванса, уплаченного поставщику бензина;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 270 руб. – принят к вычету НДС по оплаченному и оприходованному топливу;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 10-3

– 1500 руб. – списаны на затраты расходы по ГСМ.

В ходе эксплуатации автотранспортного средства топливо расходуется и списывается на затраты предприятия. Документальным подтверждением расхода топлива служит путевой лист. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако она является обязательной только для автотранспортных организаций. Что касается остальных фирм, то они могут разработать свою форму путевого листа, в которой будут отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Такую позицию подтверждает письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/117.

Будут и другие траты

Кроме расходов на горюче-смазочные материалы фирме придется периодически тратиться на ремонт автомобиля. Как правило, он выполняется силами специализированных организаций – автосервисов.

Между заказчиком и автосервисом заключается письменный договор (его может заменить наряд-заказ, квитанция или иной документ). Там фиксируется вся необходимая информация: наименования сторон, дата приема и выполнения заказа, объем работ, их стоимость, гарантийный срок и др.

Кроме того, регулярной замены требуют шины автомобиля. Если шины, покупаемые с новым автомобилем, учитываются в стоимости основного средства, то покупаемые взамен изношенных учитываются в составе материалов на счете 10 субсчет 5 «Запасные части». В дальнейшем их замена учитывается как проведение текущего ремонта.

Не забудьте, что после регистрации автомобиля на фирму, у вас появится обязанность платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ). Он зависит от мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Организации должны самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять его в сроки, установленные законами субъектов РФ. О тонкостях исчисления и уплаты данного налога шла речь в статье «Транспортный налог заплатит собственник» (ПБ № 7, 2005). Также надо иметь в виду, что стоимость машины увеличит базу по налогу на имущество.

Продали за ненадобностью

Если автомобиль больше не нужен, его всегда можно продать. Передача фирмой автотранспортного средства в собственность другого лица оформляется актом приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. На его основании делают запись в инвентарной карточке формы № ОС-6. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в бухгалтерии отдельно не менее чем в течение пяти лет после продажи автомобиля (п. 193 Перечня, утвержденного Федеральной архивной службой 6 октября 2000 г.). Выручка от продажи автомобиля оговаривается сторонами в договоре и облагается НДС.

Пример 3

ООО «Балтика» решило продать автомобиль ВАЗ-21093 ЗАО «Столица» за 112 100 руб. Первоначальная стоимость машины составляет 150 000 руб., сумма начисленной амортизации – 65 000 руб. Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 500 руб. При этом бухгалтер ООО «Балтика» сделал в учете следующие записи:

Дебет 62 Кредит 91-1

– 112 100 руб. – отражен доход от реализации машины;

Дебет 91-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 17 100 руб. (112 100 x 18/118) – начислен НДС с продажной стоимости;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

– 150 000 руб. – списана первоначальная стоимость;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 65 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 85 000 руб. (150 000 – 65 000) – списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 76 Кредит 51

– 500 руб. – оплачены расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;

Дебет 91-2 Кредит 76

– 500 руб. – списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;

Дебет 51 Кредит 62

– 112 100 руб. – получены денежные средства за проданную автомашину;

Дебет 91-9 Кредит 99

– 9 500 руб. (112 100 – 17 100 – 85 000 – 500) – списана прибыль от продажи основного средства.

* О том, как действует договор ОСАГО при ДТП, вы можете прочитать в статье «Автомобиль попал в аварию» (ПБ № 6, 2005).

внимание

Расходы на ГСМ инспекторы разрешают относить на затраты по налогу на прибыль только в пределах лимитов. Таковыми они считают Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г. Руководящий документ № Р3112194-0366-03. Однако глава 25 Налогового кодекса не устанавливает других ограничений для отнесения на расходы топлива и смазочных материалов кроме экономической обоснованности и документальной подтвержденности. Таким образом, руководитель фирмы может своим приказом утвердить иные нормы расхода, обоснованные расчетами. Подробно мы рассказывали об этом в статье «Без путевого листа списать ГСМ не получится» (ПБ № 7, 2005).

А. Стунжас, старший финансовый менеджер

Организацией (ООО), применяющей общую систему налогообложения, 11.05.2016 приобретен легковой автомобиль. Стоимость автомобиля без НДС составляет более 100 тыс. руб., но менее 3 млн. руб. Автомобиль будет сдаваться в аренду физическим лицам.
Как учитывать приобретенный автомобиль в бухгалтерском учете и в целях налогообложения?
Какую дополнительную отчетность нужно будет предоставлять, учитывая, что в организации до этого момента не было на учете автотранспорта?
Должна ли организация платить за загрязнение окружающей среды?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В сложившейся ситуации в бухгалтерском учете автомобиль учитывается в составе доходных вложений в материальные ценности. В налоговом учете приобретенный автомобиль подлежит учету в составе амортизируемого имущества.
2. В связи с приобретением автомобиля организация признается плательщиком транспортного налога.
3. Если автомобиль приобретен у лица, не являющегося взаимозависимым с организацией, и не получен в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, то такой автомобиль не подлежит обложению налогом на имущество.
4. С 1 января 2015 года законодательством не предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду транспортными средствами.

Обоснование вывода:

Учет приобретения автомобиля

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
К основным средствам относятся в том числе транспортные средства (абзац первый п. 5 ПБУ 6/01).
Абзацем третьим п. 5 ПБУ 6/01 предусмотрено, что основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (далее также - доходные вложения).
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - соответственно План счетов и Инструкция), предусмотрен отдельный балансовый счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности", предназначенный для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
Приобретение автомобиля, предназначенного для сдачи в аренду, отражается в учете следующими записями:
Дебет 08 Кредит 60
- автомобиль принят на баланс (без НДС);
Дебет 19 Кредит 60
- учтена сумма НДС (при наличии);
Дебет 68 Кредит 19
- НДС принят к вычету (при соблюдении соответствующих условий, предусмотренных НК РФ);
Дебет 08 Кредит 10 (76, ...)
- учтены расходы по доведению автомобиля до состояния, пригодного к эксплуатации (при наличии);
Дебет 03 Кредит 08
- автомобиль, предназначенный для сдачи в аренду, учтен в составе доходных вложений.
Как следует из буквального толкования приведенных норм, объекты (активы), отвечающие требованиям п. 4 ПБУ 6/01, но подлежащие учету в составе доходных вложений, являются основными средствами (дополнительно смотрите Президиума ВАС РФ от 03.07.2007 N 703/07).
Согласно п. 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Право собственности на имущество, переданное во временное пользование (владение), остается у организации-арендодателя, у которой имущество находится на балансе. Поэтому амортизацию такого имущества арендодатели начисляют в том же порядке, что и амортизацию остальных основных средств (п. 50 Методических указаний N 91н).
Амортизация начисляется в течение срока полезного использования одним из способов, перечисленных в п. 18 ПБУ 6/01.
В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Согласно Плану счетов для учета амортизации имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование, на счете 02 открывают отдельный субсчет "Амортизация имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование (владение)".
Порядок учета сумм начисленной амортизации зависит от того, является ли сдача имущества в аренду основным видом деятельности или нет.
Если предоставление имущества в аренду является основным видом деятельности организации, то начисленная амортизация учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 "Расходы организации").
Если же предоставление имущества в аренду не является отдельным видом деятельности, то суммы амортизации, начисленной по основным средствам, переданным в аренду, учитываются в составе прочих расходов (п. 11 ).
Обратите внимание, что согласно п. 24 ПБУ 6/01 амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.
Начисление амортизации по основным средствам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения его стоимости либо списания объекта с бухгалтерского учета (п. 21, 22 ПБУ 6/01).
Таким образом, в данном случае, если приобретенный автомобиль будет принят к учету в мае 2016 года, то начислять амортизацию следует с июня 2016 года.
Ежемесячное начисление амортизации отражается в учете следующими записями:
Дебет 20 (44 ...) Кредит 02, субсчет "Амортизация имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование (владение)"
или
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 02, субсчет "Амортизация имущества, предназначенного для предоставления во временное пользование (владение)".

Налоговый учет

Согласно НК РФ амортизируемым имуществом в целях НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более установленного НК РФ лимита. и НК РФ содержат перечень объектов, которые не подлежат амортизации или исключаются из состава амортизируемого имущества.
С 2016 года для целей налогового учета амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей ( от 08.06.2015 N 150-ФЗ). Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года ( Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).
Первоначальная стоимость основного средства, приобретенного для передачи во временное пользование, определяется в налоговом учете в общем порядке.
Следовательно, автомобиль стоимостью более 100 000 рублей, приобретенный для сдачи в аренду, в целях налогового учета признается амортизируемым имуществом.
Погашение стоимости имущества происходит посредством начисления амортизации в порядке, предусмотренном НК РФ.
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, утвержденной Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).
Если в Классификации не упомянуто какое-либо основное средство, то срок его полезного использования устанавливается налогоплательщиком исходя из технических условий или рекомендаций изготовителя ( НК РФ). Если для объекта отсутствуют технические условия и рекомендации производителя, Минфин России рекомендует обращаться в Минэкономразвития России для решения этого вопроса ( Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756, от 28.07.2009 N ).
Согласно НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. Смотрите также Минфина России от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7940, от 12.03.2013 N . При этом в целях подтверждения правомерности начисления амортизации необходимо наличие документов, подтверждающих факт ввода имущества в эксплуатацию ( ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2013 N Ф01-9270/13).

Транспортный налог

В соответствии со НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.
Следовательно, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, независимо от фактической эксплуатации транспортного средства. Смотрите также Минфина России от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09, от 31.08.2011 N , от 23.07.2010 N , от 09.04.2010 N , ФНС России от 19.03.2012 N , УФНС России по г. Москве от 04.12.2009 N 20-14/4/128153.
Таким образом, в данной ситуации организация, являющаяся собственником автомобиля, признается плательщиком транспортного налога, несмотря на то, что автомобиль будут эксплуатировать иные лица.
С 1 января 2016 года месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства принимается за полный, только если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа месяца включительно или снятие транспортного средства с учета произошло после 15-го числа месяца ( Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).
Следовательно, если в данной ситуации автомобиль будет зарегистрирован до 15 мая 2016 года, то обязанность по уплате транспортного налога возникает у организации с мая 2016 года.
Подробнее с порядком исчисления транспортного налога и авансовых платежей по нему можно ознакомиться в следующих материалах: . Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей; . Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему налогоплательщиками-организациями; . Примеры исчисления транспортного налога и авансовых платежей.

Налог на имущество

Согласно НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено , и НК РФ.
По общему правилу балансодержателем предмета аренды (проката) является арендодатель. Именно он учитывает сданное в аренду имущество на счете 01 или 03. Следовательно, именно арендодатель исчисляет и уплачивает налог на имущество.
При этом объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией, не признаются объектом обложения налогом на имущество ( НК РФ, Минфина России от 16.07.2015 N 03-05-05-01/40829, ФНС России от 07.08.2015 N ).
Отметим, что Классификатором не предусмотрено включение легковых автомобилей в первую или во вторую амортизационную группу. Следовательно, норма НК РФ в данном случае не применяется.
По вопросу налогообложения движимого имущества, включенного в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, следует руководствоваться письма Минфина России от 16.12.2015 N 03-05-04-01/73730, от 13.05.2015 N , от 18.03.2015 N , ФНС России от 29.05.2015 N и др.).
Следовательно, если в данной ситуации автомобиль приобретен у лица, не являющегося взаимозависимым с налогоплательщиком, и не получен в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, то такой автомобиль не подлежит обложению налогом на имущество на основании НК РФ ( Минфина России от 14.07.2015 N 03-05-05-01/40374).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

С 1 января 2015 года законодательством не предусмотрено взимание платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за негативное воздействие на окружающую среду (атмосферный воздух) передвижными источниками, например автомобилями ( . Амортизация в целях налогообложения прибыли;
- . Бухгалтерский учет амортизации основных средств;
- . Срок полезного использования основных средств для целей бухгалтерского учета;
- . Определение срока полезного использования амортизируемого имущества при налогообложении прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Хворост Дина Викторовна, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Покупка автомобиля сопряжена со многими сложностями. Это и регистрация в ГИБДД, и обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), и установка сигнализации. Сегодня речь пойдет о порядке отражения расходов на приобретение автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете.

Первоначальная стоимость

В бухгалтерском и налоговом учете автомобиль относят к основным средствам. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля складывается из фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) . Расходы, включаемые в первоначальную стоимость приобретенного основного средства, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение основных средств»). В налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).

В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ), а также суммовые разницы (пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами. Вопрос о включении в первоначальную стоимость автомобиля платы за регистрацию в ГИБДД будет рассмотрен ниже.

Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства».

Основное средство: до регистрации в ГИБДД или после?

Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация транспортного средства на дорогах запрещена. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.

Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств . Тем более что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того, чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели машину в декабре, а зарегистрировали только в январе).

С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.

Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС. Входной НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ, а именно:

  1. НДС предъявлен на территории РФ или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ;
  2. автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС;
  3. сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.
Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (Письмо Управления МНФ РФ по г. Москве от 12.05.2004 № 26-12/32341.

Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При принятии автомобиля к учету нужно составить акт ОС-1 о приеме-передаче объекта основных средств и открыть инвентарную карточку по форме ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Регистрация автомобиля в ГИБДД

Как уже было сказано, организация должна в пятидневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. За государственную регистрацию транспортных средств и иных регистрационных действий с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере: – за выдачу государственных регистрационных знаков на транспортные средства – 400 руб.; – за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы – 200 руб.; – за выдачу паспорта транспортного средства – 100 руб.; – за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства – 100 руб. После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.

В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства . Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.

Существует две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования . Но, поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.

Минфин РФ придерживается иной, основанной на положении пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексе порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией .

Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п. 4 ст. 252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Значит, налогоплательщики имеют право сами установить, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с Положением о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

Амортизация

Поскольку и в бухгалтерском, и налоговом учете автомобиль признается основным средством, его стоимость погашается посредством начисления амортизации. При принятии автотранспорта к бухгалтерскому учету бухгалтер должен исходя из ожидаемого срока использования автомобиля и ожидаемого физического износа установить срок его полезного использования, а также способ начисления амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету . Амортизация для целей налогового учета начисляется в порядке, предусмотренном ст. 256–258 НК РФ. Бухгалтер должен определить срок полезного использования, учитывая сроки, установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные фонды, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Чтобы не было различий между налоговым и бухгалтерским учетом, в последнем случае для установления срока полезного использования автомобиля можно также воспользоваться данной Классификацией.

Начисление амортизации в налоговом учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Пример Фирма в сентябре 2006 г. купила автомобиль стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Согласно указанной Классификации автомобили легковые относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организация установила для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования – 5 лет, или 60 мес. (5 лет х 12 мес. = 60 мес.). Амортизация и в налоговом, и бухгалтерском учете начисляется линейным способом.

За регистрацию в органах ГИБДД организация заплатила 600 руб.

Автомобиль введен в эксплуатацию в сентябре (в месяце покупки). Тогда же были соблюдены все условия для вычета НДС.

Норма амортизации в месяц составит:

1 / 60 х 100 = 1,67%.

В сентябре в бухгалтерском учете организация отразила следующие операции:

Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб. – стоимость автомобиля без НДС.

Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – входной НДС по приобретенному автомобилю.

Дебет 71 Кредит 50 – 600 руб. – выданы денежные средства сотруднику для регистрации автомобиля в ГИБДД.

Дебет 08-4 Кредит 71 – 600 руб. – учтена в первоначальной стоимости сумма регистрации в ГИБДД.

Дебет 01 Кредит 08-4 – 200 600 руб. (200 000 + 600) руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Начиная с октября сумма ежемесячной амортизации для бухгалтерского учета составит 3350 руб. (200 600 руб. х 1,67%).

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02 – 3350 руб. – начислена ежемесячная амортизация по автомобилю.

Определим сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете:

1. Если первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то есть сумма государственной пошлины за регистрацию в ГИБДД была включена в первоначальную стоимость, то сумма ежемесячной амортизации в налоговом учете также составляет 3350 руб.

2. Если госпошлину за регистрацию автомобиля в налоговом учете относят в состав прочих расходов, то первоначальная стоимость автомобиля составляет 200 000 руб., а сумма ежемесячной амортизации – 3340 руб. (200 000 х 1,67%).

В сентябре в учете организации возникает налогооблагаемая временная разница на сумму государственной пошлины (600 руб.) и отложенное налоговое обязательство в размере 144 руб. (600 руб. х 24%). Уменьшение отложенного налогового обязательства производится ежемесячно с начала начисления налоговой амортизации (с октября в течение 60 мес.) на сумму 2,4 руб. (3350 руб. – 3340 руб. х 24%) .

В бухгалтерском учете следует провести следующие записи:

Дебет 68-1 Кредит 77 – 144 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство (сентябрь).

Дебет 77 Кредит 68-1 – 2,4 руб. – отражено погашение отложенного налогового обязательства (ежемесячно с октября).

Следует помнить! Если организация приобрела дорогостоящий легковой автомобиль стоимостью более 300 000 руб. или пассажирский микроавтобус по цене, превышающей 400 000 руб., то основная норма амортизации будет применяться с понижающим коэффициентом 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). В этом случае при условии, что организация руководствуется ПБУ 18/02, применение понижающего коэффициента 0,5 в налоговом учете приводит к возникновению временных разниц.
С 1 января 2006 г. в ст. 259 НК РФ появилась новая норма, в соответствии с которой налогоплательщик при покупке основного средства имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) . Но, для того чтобы организация могла применять данную норму, это положение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Указанные затраты признаются в качестве расходов как расходы на амортизационные отчисления . Однако применение данной нормы в налоговом учете также ведет к образованию временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02.

Страхование автомобиля

Приобретая автомобиль в собственность, организация должна оформить страховку на транспортное средство. Заключение договора на обязательное страхование гражданской ответственности является обязательным. Все остальные виды страхования – добровольными. Однако организация при покупке дорогостоящего автомобиля часто страхует свое имущество от угона, ущерба и т. д.

Обязательное страхование гражданской ответственности

Организация обязана застраховать свою гражданскую ответственность не позднее 5 дней со дня возникновения права собственности . Страховые тарифы по обязательному страхованию установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. В первоначальную стоимость автомобиля эти суммы включаться не будут. В бухгалтерском учете организации расходы по оформлению полиса обязательного страхования гражданской ответственности учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Полис, как правило, оформляется сроком на один год, в дальнейшем он подлежит переоформлению. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, «подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся» . Таким образом, стоимость страховки учитывается в составе расходов будущих расходов, а затем ежемесячно списывается на затраты отчетного периода в течение срока действия полиса в порядке, предусмотренном в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

В налоговом учете затраты на обязательное страхование относятся к прочим расходам в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 263 НК РФ). Если по условиям договора страхования «предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде» . Поэтому для того, чтобы избежать возникновения разниц и необходимости применения ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете целесообразно отразить порядок списания таких расходов аналогично порядку в налоговом учете.

Пример Организация 10 октября 2006 г. приобрела автомобиль. Сотрудником фирмы 14 октября был оформлен полис ОСАГО, срок его действия: 14 октября 2006 г. – 13 октября 2007 г. Стоимость страховки составила 12 045 руб. Учетной политикой предусмотрен одинаковый порядок списания расходов и для бухгалтерского, и для налогового учета (то есть пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде).

Рассчитаем сумму расходов по страхованию в налоговом учете.

За один календарный день расходы по страхованию составят: 12 045 руб. / 365 дней = 33 руб.

В IV кв. 2006 г. часть стоимости полиса необходимо признать расходом (с 14 октября по 31 декабря, то есть 79 дней).

Сумма расходов за IV кв. 2006 г. составит 2607 руб. (33 руб. х 79 дней);

за I кв. 2007 г. (90 дней) – 2970 руб. (33 руб. х 90 дней);

за II кв. 2007 г. (91 день) – 3003 руб. (33 руб. х 91 день);

за III кв. 2007 г. (92 дня) – 3036 руб. (33 руб. х 92 дня);

за IV кв. 2007 г. (13 дней) – 429 руб. (33 руб. х 13 дней).

Бухгалтерские записи октября 2006 г:

Дебет 71 Кредит 50 – 12 045 руб. – работнику выданы денежные средства из кассы для приобретения полиса ОСАГО.

Дебет 76 Кредит 71 – 12 045 руб. – работником приобретен полис ОСАГО.

Дебет 97 Кредит 76 – 12 045 руб. – полис ОСАГО учтен в составе расходов будущих периодов.

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97 – 594 руб. (33 руб. х 18 дней) – стоимость полиса ОСАГО за октябрь 2006 г. учтена в составе расходов.

Добровольное страхование

Многие организации, имеющие в собственности автомобиль, не считают условия ОСАГО удовлетворительными и оформляют добровольную страховку по различным рискам (угону, ущербу), а также дополнительную гражданскую ответственность. Как правило, такие договоры представляют собой смешанные договоры страхования и предусматривают страхование не только ответственности, но и самого имущества. Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при покупке полиса ОСАГО транспортных средств. Данные расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой.

В налоговом учете в расходы по налогу на прибыль по добровольному страхованию можно включить:

Минфин РФ и налоговые органы придерживаются той точки зрения, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности (кроме страхования, являющегося условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями), не признаются расходами для целей налогообложения прибыли .

Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.

Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой. Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования.

Сигнализация

Включение затрат на сигнализацию в первоначальную стоимость основного средства или отнесение их на текущие расходы в бухгалтерском и налоговом учете зависит прежде всего от времени и условий приобретения и установки на автомобиль дополнительного оборудования. 1. Если сигнализация входит в базовую комплектацию приобретаемой машины, то в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется с учетом стоимости сигнализации.

2. Наиболее распространен случай, когда при реализации машины продавец за отдельную плату сам устанавливает выбранную покупателем сигнализацию. Ее продажа осуществляется по другому договору, либо стоимость данного оборудования выделена отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. Покупатель автотранспортного средства отдельно платит и за установку сигнализации на машину.

Официальных разъяснений по вопросу включения цены сигнализации в первоначальную стоимость машины или же отнесения таких затрат сразу на текущие расходы не существует.

При проведении проверок налоговые органы настаивают, чтобы стоимость дополнительного оборудования включалась в первоначальную стоимость основного средства.

Какие аргументы можно привести при возникновении разногласий с налоговиками? В бухгалтерском учете единицей учета автомобиля является инвентарный объект. Однако, если он состоит из нескольких частей с существенно разным сроком полезного использования, то каждую из них нужно учитывать отдельно . Тем более что в дальнейшем сигнализация может быть снята с автомашины без причинения для нее вреда и установлена на другую.

Соответственно активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списываться в состав расходов по обычным видам деятельности сразу после установки.

Когда стоимость сигнализации выше, чем лимит, установленный в учетной политике, и организация своим внутренним документом установила для сигнализации существенно меньший или больший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер может учесть сигнализацию как отдельный инвентарный объект.

Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора – включать или нет в первоначальную стоимость автомашины стоимость сигнализации и затраты по ее установке.

В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как уже говорилось выше, в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Автомобиль может эксплуатироваться и без сигнализации, следовательно, как считает автор, она не должна включаться в налоговом учете в первоначальную стоимость автотранспортного средства.

Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, превышающей 10 000 руб. Срок же полезного использования сигнализации составляет больше 12 мес., и при условии, что ее стоимость более 10 000 руб., сигнализация в налоговом учете признается амортизируемым имуществом.

Согласно Классификации сигнализацию можно отнести к 4-й амортизационной группе «Прочее электрооборудование» со сроком полезного использования 5–7 лет. Сигнализация подлежит амортизации в общеустановленном порядке. И при условии, что стоимость сигнализации и ее установки без НДС не превышает 10 000 руб., такие расходы можно сразу признать в составе материальных (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в бухгалтерском учете организация признает расходы на сигнализацию в составе первоначальной стоимости автомобиля, то возникают постоянные разницы (см. ПБУ 18/02). Поэтому в бухгалтерском учете сигнализацию (в случае соответствия критериям для учета в качестве отдельного инвентарного объекта) целесообразнее учитывать отдельно от автомобиля, установив срок полезного использования аналогично сроку использования в налоговом учете.

3. В случае, когда сигнализация была приобретена и установлена на транспортное средство после начала эксплуатации автомобиля, расходы по установке сигнализации не станут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 № А56-47890/04.

Изменять первоначальную стоимость основного средства можно при модернизации, дооборудовании, достройке, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке. Установка сигнализации ни к одному из вышеназванных случаев не относится .

Таким образом, в бухгалтерском учете при установке сигнализации на автомобиль ее можно учесть как отдельный инвентарный объект или признать в составе МПЗ, как было изложено выше.

В налоговом учете первоначальная стоимость также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Помимо договора, главный документ, скоторого начинают учет купленного автомобиля - это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять - вы или продавец - зависит от того, новая машина или нет.

Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации. Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае - если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

Определите первоначальную стоимость автомобиля

В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61). И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19855). Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

Если вы готовы поспорить с инспекцией, то можете не включать дополнительное оборудование в стоимость машины. Ведь при его установке характеристики и назначение автомобиля не изменяются. Поэтому, если оно стоит больше 40 000 руб., его надо учесть как отдельное основное средство. А если меньше-то все расходы можно признать в текущем периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. по делу № А05-12045/2007). Правда, по поводу некоторых видов оборудования судьи поддерживают налоговиков. Например, считают, что после установки отопителей (так называемой печки) эксплуатационные характеристики меняются - например, увеличивается моторесурс двигателей, уменьшается расход топлива. А значит, речь идет о дооборудовании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А19-6806/2011). Поэтому надо увеличивать первоначальную стоимость машины.

Что касается магнитолы, то она обычно входит в базовую комплектацию, то есть заложена в общей цене. Значит, автоматически попадает в первоначальную стоимость машины. Но если все же пришлось докупить магнитолу отдельно, то в бухучете в зависимости от стоимости (до 40 000 руб. или выше) такие расходы надо учитывать единовременно или списывать через амортизацию. В налоговом учете возможны претензии инспекторов. Они могут решить, что данные затраты необоснованны, так как не направлены на получение дохода. Некоторым компаниям в суде удается обосновать затраты следующими аргументами. Приобретение автомобильных магнитол направлено на обеспечение нормальных условий труда, психологическую разгрузку водителей. В итоге повышается производительность труда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А53-15050/2010).

Начисление амортизации

Главный вопрос по амортизации машин - с какого числа ее начислять?

В бухучете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект принят на учет в составе основных средств (п. 21 ПБУ 6/01). То есть амортизацию рассчитывают по любым машинам, пригодным к эксплуатации, даже если никто на них пока не ездит.

В налоговом учете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Дату, когда это случилось, желательно зафиксировать в акте о вводе автомобиля в эксплуатацию. Такой документ подтвердит, что компания начала использовать автомобиль. Следовательно, появилось право начислять амортизацию по нему.

Как только вы определитесь с датой начала амортизации, нужно установить срок полезного использования машины. В течение его можно будет списывать первоначальную стоимость.

По новым машинам возьмите срок из классификации основных средств (см. таблицы ниже). Там указан интервал, например, по легковым автомобилям срок может быть свыше трех до пяти лет включительно. Здесь воспользуйтесь законной хитростью - выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку.

Срок полезного использования легковушек

Срок полезного использования грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны* Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410191
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно*, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410020
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн* Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410195 - 15 3410197
Автомобили-тягачи седельные В ОКОФ это коды 15 3410210 - 15 3410216

* Грузоподъемность можно определить на основании ПТС (паспорт транспортного средства) или по сертификационной табличке, находящейся в машине.

Но основная сложность на практике возникает со сроком использования подержанных машин. Для них срок полезного использования можно уменьшить на период эксплуатации продавцом (п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом транспорт нужно включить в ту же амортизационную группу, в которой он числился у продавца (п. 12 ст. 258 НК РФ). Но если бывший собственник не предоставит такую информацию, то надо будет определить срок как по новому автомобилю. А это невыгодно, поскольку срок полезного использования у них больше, чем у подержанных машин. Поэтому обязательно попросите бывшего собственника, чтобы в акте приемки-передачи машины были написаны амортизационная группа, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации.

Причем даже если срок использования получится менее года, автомобиль безопаснее амортизировать. Это позволит избежать претензий инспекторов. Например, компания приобрела машину. Срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок эксплуатации продавцом - 27 месяцев. В этом случае понадобится начислять амортизацию как минимум в течение 10 месяцев.

Возможно, в учете продавца автомобиль полностью самортизирован. Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить, например, технический специалист компании исходя из состояния автомобиля. Но устанавливать короткий срок, например месяц, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее, не стоит. Ведь если компания при этом фактически будет эксплуатировать машину несколько лет, инспекторы посчитают расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Данные правила действуют и когда продавцом является предприниматель (письмо Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-03-06/2/172). Но если компания приобрела автомобиль у физлица, не являющегося предпринимателем, то срок полезного использования нужно определять как по новым основным средствам (письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/525).

Кстати, есть законный способ сэкономить на налоге на прибыль. Для этого можно сразу же учесть в расходах 30 процентов первоначальной стоимости автомобиля в качестве амортизационной премии. И затем начислять амортизацию со стоимости, уменьшенной на сумму амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). Премию спишите на расходы в месяце, в котором компания стала амортизировать основное средство. Но в бухгалтерском учете начислять амортизацию по автомобилю надо в общем порядке без учета премии. Поэтому если компания применяет ПБУ 18/02, понадобится учитывать разницы.

Пример
Компания в октябре приобрела легковой автомобиль у другой организации. В этом же месяце компания зарегистрировала машину в ГИБДД и ввела в эксплуатацию. Договорная стоимость автомобиля составляет 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Согласно акту приемки-передачи срок полезного использования, определенный продавцом в налоговом учете, - 37 месяцев, период эксплуатации транспорта - 12 месяцев. Компания установила срок полезного использования основного средства 25 месяцев (37 - 12).

В учете бухгалтер отразил приобретение автомобиля так:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
- 200 000 руб. - отражено приобретение основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 36 000 руб. - учтен НДС со стоимости автомобиля;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина» КРЕДИТ 51
- 2000 руб. - перечислена госпошлина, в том числе за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
- 2000 руб. - включена в первоначальную стоимость автомобиля сумма госпошлины;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
- 202 000 руб. (200 000 + 2000) - автотранспорт принят к учету в составе основных средств;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 236 000 руб. - уплачены денежные средства продавцу.

С ноября бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию по данному основному средству проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 8080 руб. (202 000 руб. : 25 мес.) - начислена амортизация.

Заплатите транспортный налог

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Таким образом, если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем. Таким образом, сумму авансового платежа определите по формуле:

Сумму налога за год рассчитайте по формуле:

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример
Воспользуемся условиями примера выше. Допустим, что мощность приобретенного автомобиля составляет 102 л. с., ставка транспортного налога равна 32 руб. Сумма налога за 2014 год составляет 816 руб. (102 л. с. x 32 руб. x 3/12).

В учете бухгалтер отразил начисление и уплату налога:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

816 руб. - начислен транспортный налог;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» КРЕДИТ 51

816 руб. - перечислен в бюджет транспортный налог.

Данную сумму бухгалтер включил в прочие расходы при расчете налога на прибыль за 2014 год.

Добавим, что авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).