Планирование, виды и периодичность технического обслуживания. Техническое обслуживание пожарных автомобилей Время пребывания па на то 1

Техническое обслуживание и ремонт (ТО и Р) ПМ осуществляется в пожарных частях и специальных пожарных отрядах или частях технической службы. Они организационно и территориально разделены. Содержание выполняемых ими работ четко разграничены, однако имеются работы, выполняемые силами пожарных частей и частей технической службы совместно.

Для пожарных машин различного назначения содержание работы разделено на две группы: для шасси автомобиля и дополнительные работы, охватывающие пожарную надстройку.

13.1. Техническое обслуживание пм в пожарных частях

13.1.1. Ежедневное техническое обслуживание

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (*)

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)

Таблица 13.1

Основные пожарные автомобили (ПА) общего применения

Пожарная автоцистерна (АЦ)

Контрольные работы по шасси

Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес.

Проверить:

правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования ПА; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей; омывателей ветрового стекла; системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года);

работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние и натяжение приводных ремней;

люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колёс;

запуском и на холостом ходу работу двигателя ПА. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла;

уровень и плотность электролита, давление в шинах (при проверке шины должны быть холодными) и затяжку гаек крепления колёс.**

Уборочные и моечные работы

Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения и другого оборудования.

При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стёкла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.

Смазочные и заправочные работы

Проверить:

уровень масла в картере двигателя;

у автомобилей с дизельным двигателем уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения

Проверить;

действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора;

уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи;

работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,07 -0,08 МПа (0,7-0,8 кг/см 2) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (0,13 кг/см 2) за 2,5 мин;

исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова;

комплектность, состояние, укладку и крепление ПТВ и другого пожарного оборудования (см. ЕТО ПТВ пп…….);

целостности коммуникаций, уровень масла в корпусе пожарного насоса (по маслоуказателю и щупу), наличие смазки в маслёнке и при необходимости дополнить.

Провести очистку наружных поверхностей насоса от пыли и грязи, подтёков от пыли и смазки.

___________________________________________________________

* При проведении всех видов ТО каждого типа и модели пожарного автомобиля следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей данной техники.

**Проверка осуществляется раз в 10 дней с записью в «Журнале технического обслуживания шин, аккумуляторных батарей и колёс»

уровень жидкости в бачке рулевого управления, гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя;

уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подраздел ении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

Примерное распределение работ показано на рис.13.1.

Рис.13.1. Распределение обязанностей пожарных при проведении ЕТО

Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.

Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом время работы двигателя не должно превышать:

для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 3 минут;

для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 5 минут;

для специальных пожарных автомобилей 7 минут;

для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 10 минут.

При обнаружении неисправностей механизмов ПА, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС. Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарных машин - руководителем подразделения (оперативным дежурным).

При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.

Резервный ПА перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.

Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность пожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется командиром отделения.

Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.

Командиры отделения обязаны докладывать начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.

Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы. В таком объеме выполняется перечень работ ЕТО. При обслуживании проверяется крепление всех механизмов, цистерн, приборов, приводов
к ним, крепление кузова, генераторов. Проверяется эффективность действия тормозов, элементов тормозных систем. Проверяется герметичность всех соединений, люфтов, систем охлаждения и питания двигателя.

Смазочные и очистительные работы. Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроусилителя и других механизмов. При осмотре коробок передач и мостов очистить их сапуны. У автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливного бака, корпусов фильтров очистки топлива, проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.

При работе в условиях большой запыленности заменить масло в картере двигателя, слить отстой из корпусов масляных фильтров, промыть фильтрующие элементы воздушных фильтров двигателя.

Проверка автомобиля после обслуживания. После обслуживания включением в работу проверяются все механизмы и системы.

По результатам контрольного осмотра старший водитель составляет план проведения ТО-1. В плане указываются работы, выполняемые водителем других смен. Примерное распределение обязанностей пожарных представлено на рис. 15.2.

Рис. 15.2. Распределение обязанностей пожарных при проведении ТО-1

Для проведения ТО-1 пожарный автомобиль выводится из оперативного расчета и заменяется резервным.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

Техническое обслуживание проводят водители и пожарные под руководством старшего водителя. При обслуживании может выявиться необходимость ремонта агрегатов. Такой ремонт называют сопутствующим . Его объем не должен превышать 20 % от объема работ ТО-1. В противном случае проводится текущий ремонт.

ТО-1 проводят в пожарных частях на постах технического обслуживания (рис. 15.3) в зоне обслуживания V. Она включает: пост мойки – I, пост ТО – II, мастерскую поста – III, кладовую при мастерской – IV.

На посту в мастерской имеется комплект приборов для диагностических работ. Кроме того, имеется комплект различного оборудования и пособий, номенклатура которых и размещение показаны на рис. 15.3.


Кроме того, пост ТО должен иметь кабинет безопасности движения, кладовую, склад ГСМ и аккумуляторную, также возможен в своем составе заправочный пункт.

Комплект помещений поста ТО может примыкать непосредственно
к гаражу или размещаться отдельно, но в непосредственной близости к месту мойки и уборки ПА.

Работы на посту ТО осуществляются в соответствии с графиком ТО, распорядком дня и планами работы подразделений.

В проведении ТО-1 делаются записи в Журнале учета ТО, формуляре и эксплуатационной карте. В Журнале учета каждый водитель расписывается за фактически выполненные работы.

Ответственность за своевременное и качественное выполнение работ по ТО-1 возложена на руководителя подразделения ГПС.

Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.

Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.

Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);

Техническое обслуживание на пожаре или учении;

Техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;

Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;



Техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

Сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:

3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;

5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;

7 минут – для специальных пожарных автомобилей;

10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.

В итоге ежедневного технического обслуживания водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство. Ответственность за своевременное и качественное проведение ежедневного технического обслуживания пожарных автомобилей несет начальник дежурной смены.

Один раз в 10 дней одновременно с ЕТО пожарного автомобиля осуществляется проверка уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес, о чем делается соответствующая запись в журнале учета технического обслуживания.

Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами, и он доводится до нормы доливкой дистиллированной воды. Доливку электролита можно производить только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет его утечки или выплёскивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть, такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи должна соответствовать климатическому району эксплуатациии и календарному периоду.

Нормативное давление в шинах должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах пожарного автомобиля. При проверке давления шины должны быть холодными, а давление должно соответствовать требованиям завода-изготовителя шасси. Так, например, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ- 433360 и ЗИЛ-431410, шины колес камерные с радиальным кордом имеют размер 260-508Р: давление воздуха для передних колес – 0,4 МПа (4 кгс/см 2), для задних 0,63 МПа (6,3 кгс/см 2); для пожарных автомобилей на шасси КамАЗ-53213 шины 260-508Р: давление воздуха для передних колес 0,73 МПа, для задней тележки 0,53 МПа.

Гайки крепления колёс на ступице должны быть затянуты до отказа. Момент затяжки резьбовых соединений гаек крепления колёс пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ – 40…50 кгс. м.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы пожарного автомобиля при выполнении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Оно выполняется водителем пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание по возвращению с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. С точки зрения авторов, это техническое обслуживание является важнейшим, т.к. позволяет объективно оценить "поведение" автомбиля в процессе его реального применения, а также состояние узлов и агрегатов, прогретых до рабочих температур.

Техническое обслуживание проводят водитель и личный состав расчета пожарного автомобиля под руководством начальника пожарного расчета. Ответственность за своевременное и качественное проведение технического обслуживания по возвращению с пожара (учения) несет начальник дежурной смены.

Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру (после обкатки базового шасси пожарного автомобиля) проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации, а также для завершения процесса приработки деталей. Техническое обслуживание новых (гарантийных) автомобилей целесообразно проводить на СТО, имеющей договор с предприятием-изготовителем шасси. Допускается проведение ТО-1000 закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части в объеме требований Инструкции по эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля. Ответственность за своевременность и качество проведения данного вида обслуживания несет непосредственно начальник пожарной части.

При техническом обслуживании производят замену масел и смазок, проверяют крепление (подтяжку) агрегатов, узлов и механизмов базового шасси пожарного автомобиля, правильность установки зажигания и другие работы.

К операциям ТО-1000 относится и техническое обслуживание насосного агрегата после его обкатки на пожарном автомобиле.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей пожарного автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

ТО-1 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 1500 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц); для специальных пожарных автомобилей – через 1000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц).

Общий пробег пожарного автомобиля складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега. Приведенный пробег учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчета: 1 час работы двигателя соответствует 50 км пробега автомобиля.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается технической службой ТПО; при его составлении обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из расчета в районах выезда.

Планирование, виды и периодичность технического обслуживания


Техническое обслуживание пожарных автомобилей проводится в пожарных частях (ТО-1) и отрядах (частях) технической службы (ТО-2).

Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.

Техническое обслуживание №1 проводится по графику (рис. 12.1) всеми закрепленными за пожарным автомобилем водителями под руководством старшего водителя (бригадира), а пожарного оборудования и устройств - личным составом отделения под руководством командира отделения. Общее руководство осуществляет начальник караула. В небольших гарнизонах в этом же графике указывается техническое обслуживание № 2.

Пожарные автомобили, находящиеся в резерве пожарной части, должны быть технически исправны, полностью заправлены горючим, смазкой, водой и огнетушащими средствами, укомплектованы пожарным оборудованием (они также включаются в график технического обслуживания). Техническое обслуживание резервной техники производится в полном объеме.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности выполнения и объему работ подразделяется на следующие виды: – ежедневное техническое обслуживание при смене караула; – техническое обслуживание на пожаре или учении; – техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения; – техническое обслуживание № 1 (ТО-1); – техническое обслуживание № 2 (ТО-2); – сезонное техническое обслуживание (СО).

Работы по техническому обслуживанию пожарных автомобилей производятся в соответствии с установленным перечнем «Наставления по эксплуатации пожарной техники».

Начальникам УПО (ОПО, ИПО) предоставлено право вносить уточнения в перечень работ и их периодичность с учетом конкретных условий эксплуатации пожарных автомобилей (дорожные и климатические условия, организация и характер работ, условия хранения автомобилей) для улучшения их технического состояния и уменьшения износа деталей.

Рис. 12.1. График технического обслуживания автотехнцкц

В перечень могут включаться часто требующиеся операции текущего ремонта и исключаться не характерные для данных условий эксплуатации операции технического обслуживания. О всех изменениях перечня работ по техническому обслуживанию автомобилей УПО (ОПО, ИПО) необходимо ставить в известность ГУПО МВД СССР.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караула. Основным назначением его является общий внешний контроль, направленный на обеспечение безопасной;: движения и безотказную работу специальных агрегатов, пожарного оборудования и пожарных устройств при тушении пожаров. Перед сменой караула сменяющийся водитель и личный состав боевого расчета должны подготовить пожарный автомобиль и пожарное оборудование и устройства к сдаче, произвести ежедневное техническое обслуживание и в случае обнаружения каких-либо неисправностей устранить их.

В ЕТО при смене караула включены следующие основные работы: общий внешний осмотр; определение заправленности пожарного автомобиля топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью и огнетушащими средствами (нет ли их утечки); проверка крепления деталей, исправности механизмов, от которых зависит безопасность движения, давления воздуха в шинах, наличия смазки в масленках и в масляной ванне пожарного насоса, комплектности и исправности инструмента водителя и другого табельного имущества; внесение всех записей по работе пожарного автомобиля во время дежурства в эксплуатационную карточку.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, должен проверить его состояние в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и совместно с водителем, сдающим дежурство, проверить работу двигателя и других агрегатов и механизмов, испытать пожарный насос на герметичность.

Комплектность и состояние пожарного оборудования и пожарных устройств принимаются заступающим на дежурство командиром отделения и личным составом боевого расчета согласно табелю положенности. Причем укладка и крепление его в отсеках кузова пожарного автомобиля должны исключать возможность износа от трения при движении пожарного автомобиля и порчи от металлических конструкций кузова. В случае некомплекта или неисправности отдельных видов вооружения командир отделения принимает немедленные меры к его пополнению или замене исправным.

Заступивший на дежурство водитель о результатах приемки пожарного автомобиля докладывает командиру отделения, который, в свою очередь, докладывает заступившему на дежурство начальнику караула о боевой готовности пожарного автомобиля. Водитель, принявший пожарный автомобиль, отвечает за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Техническое обслуживание на пожаре или учении. Основным его назначением является проверка установки его на рабочее место и безопасность от воздействия огня; обеспечение безотказной работы всех агрегатов путем контроля по приборам, на слух, на ощупь, опробованием в процессе движения. Дефекты, выявленные в процессе работы пожарного автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте. Остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть перед постановкой пожарного автомобиля в боевой расчет.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля по возвращении с пожара или учения. Основным его назначением является проверка состояния всего пожарного автомобиля, уборочно-моеч-ные работы; проверка контрольно-измерительных приборов, агрегатов и деталей силовой передачи, ходовой части и механизмов управления; проверка отсутствия подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкости; дозаправка, замена напорных пожарных рукавов; устранение всех дефектов пожарного автомобиля, пожарного оборудования и пожарных устройств, выявленных во время работы на пожаре или учении, в пути и при техническом обслуживании пожарного автомобиля; для качественной и оперативной мойки пожарных автомобилей в частях оборудуется специальное приспособление - катушка со шлангом и спрыском (рис. 12.2).

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Основным назначением ТО-1 является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. ТО-1 включает работы ЕТО при смене караула, ТО на пожаре или учении и ТО при возвращении с пожара или учения и, кроме того, проверку крепления всех агрегатов пожарного автомобиля, резьбовых соединений (крепление

Рис. 12.2. Приспособление для мойки пожарного автомобиля

гаек и болтов и их шплинтовку), состояния регулируемых деталей и механизмов с восстановлением между ними первоначальных рабочих зазоров; смазку узлов и агрегатов пожарного автомобиля согласно схеме-карте смазки заводов-изготовителей шасси и пожарных автомобилей (рис. 12.3); проверку уровня тормозной жидкости при гидравлическом приводе тормозов; снятие воздушных и топливных фильтров и промывку их; проверку состояния системы дополнительного охлаждения (летом), действия приборов освещения и сигнализации, исправности пожарного насоса, водопенных и других коммуникаций, приборов и их арматуры; состояния вывозимого пожарного оборудования и пожарных устройств, при необходимости производится их испытание.

При ТО-1 рабочие места и обязанности распределяются следующим образом.

Старший водитель (бригадир) для проведения технического обслуживания подготовляет рабочие места, оснащает их необходимым инструментом, приспособлениями и эксплуатационными материалами. В процессе проведения технического обслуживания обеспечивает технику безопасности, оказывает водителям практическую помощь и осуществляет контроль за качеством выполняемых работ.

Рис. 12.3. Карта смазки пожарной автоцистерны АЦ-30 (130)-63А:
1 - картер коробки передач и коробки отбора мощности; 2 - игольчатые подшипники карданных шарниров; 3 - шариковые подшипники промежуточного вала; 4 - сальники насоса; 5 - шариковые подшипники насоса и червячная пара тахометра; 6 - качалка тяг управления двигателем и газоструем; 7 - шарнирные соединения управления двигателем и газоструем; 8 - ролики наката трехколенной лестницы; 9 - петли дверей кабины и кузовами другие аналогичные места

Водитель первого караула выполняет работы: по техническому обслуживанию двигателя, системы питания, смазки, охлаждения, электрооборудования и газораспределительного механизма двигателя.

Водитель второго караула выполняет работы по техническому обслуживанию сцепления, механизмов управления, силовой передачи и ходовой части пожарного автомобиля.

Водитель третьего караула выполняет работы: по техническому обслуживанию пожарного насоса, а также крепежные операции по раме, кузову, оперению и смазочные операции всех точек пожарного автомобиля.

Все водители пожарного автомобиля выполняют эти работы по” техническому обслуживанию в течение квартала, а затем перераспределяют их между собой.

Командир отделения перед техническим обслуживанием совместно с пожарными проверяет состояние и пригодность для эксплуатации пожарного оборудования и пожарных устройств, организует проведение пожарными технического обслуживания закрепленного за ними пожарного оборудования и пожарных устройств, обеспечивает при этом технику безопасности, оказывает пожарным помощь и осуществляет контроль за качеством’ выполняемых работ.

Пожарные выполняют работы по техническому обслуживанию закрепленного за ними пожарного оборудования и пожарных устройств, а также производят уборку и мойку пожарного-автомобиля.

На время ТО-1 начальник караула по согласованию с диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС), согласно утвержденному графику, выводит пожарный автомобиль из боевого расчета и руководит проведением ТО-1. При этом с пожарного автомобиля снимаются пожарное оборудование и пожарные-устройства, которые личный состав боевого расчета под руководством начальника караула и командира отделения тщательно осматривает и устраняет обнаруженные дефекты.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Этот вид ТО включает все работы, выполняемые при ТО-1. Кроме того, производятся углубленная проверка состояния и работы агрегатов пожарного автомобиля, их крепление, производится проверка внешнего вида пожарного автомобиля; проверяются крепления кабины, кузова, опорных кронштейнов, замков, петель, ручек дверей, состояние пожарного насоса, двигателя, приборов системы охлаждения, смазки, питания, электрооборудования, механизмов управления, силовой передачи; герметичность соединений головки с блоком цилиндров, компрессия в цилиндрах, действие привода и полнота открытия и закрытия дроссельной и воздушной заслонок карбюратора, работа ограничителя максимальной частоты вращения, циркуляция топлива в системе питания дизельных двигателей, правильность установки зажигания, работа стеклоподъемников, исправность тахометра и манометров, герметичность систем охлаждения, смазки, питания, картеров мостов, коробок передач, коробок отбора мощности, раздаточных коробок; проверяются и’ при необходимости регулируются зазоры между толкателями и клапанами (носками коромысел и клапанами), уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, реле-регулятор, направление светового потока фар, тормоза, схождение передних колес, подшипники ведущих шестерен главной передачи; снимаются, разбираются, промываются и проверяются детали топливного насоса, карбюратора, тормозных камер (диафрагмы после двух лет эксплуатации должны быть заменены), тормозных механизмов; неисправности устраняются, после сборки проверяются работа приборов, механизмов; проверяются состояние аккумуляторных батарей, всего электрооборудования при помощи контрольно-изме-рительных приборов (рис. 12.4), свечей зажигания, прерывателя-распределителя, щеток коллектора генератора и стартера, катушки зажигания, проводов, подшипников ступиц колес, колесных тормозных цилиндров, гидровакуумного усилителя тормозов, дисков колес переднего и заднего мостов, рамы, деталей балансирной подвески; производится перестановка шин в установленном порядке.

Стекла, пломбы всех контрольно-измерительных приборов должны быть целыми, а стрелки их при неработающем пожарном насосе должны находиться против деления 0. Пожарный насос проверяется на производительность. Заменяются масло в картере двигателя и смазка подшипников ступиц колес. Производится смазка всего пожарного автомобиля и специальных агрегатов в соответствии с картой смазки и инструкцией завода-изготовителя.

По окончании ТО-2 необходимо запустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и прослушать работу на разных частотах вращения. Пробегом пожарного автомобиля проверить работу двигателя, механизмов управления и силовой передачи в объеме, указанном для ТО-1. Устранить выявленные при проверке пожарного автомобиля неисправности.

Помимо основного перечня работ при ТО-2 могут быть выполнены дополнитальные работы.

ТО-2 производится в частях (отрядах) технической службы, специалистами части (отряда) при участии закрепленных за пожарным автомобилем водителей. В небольших гарнизонах пожарной охраны ТО-2 может производиться силами водителей части на посту ТО-1 при части или с помощью специалистов гарнизона, прибывающих в часть.

Для проведения ТО-2 в соответствии с графиком начальник части по согласованию с ЦППС выводит пожарный автомобиль из боевого расчета. С него снимаются все пожарное оборудование и пожарные устройства, кроме всасывающих пожарных рукавов № ключей к ним. Личный состав боевого расчета под руководством; начальника караула и командира отделения тщательно осматривают его и устраняют обнаруженные дефекты, а при необходимости в это время производят испытание.

Старший водитель (бригадир) совместно с начальником (заместителем) части отводит: пожарный автомобиль в часть (отряд) технической службы, представитель которой осматривает, испытывает его пробегом и работой на открытом водоеме. После этого составляет акт. В акте указываются работы, которые необходимо выполнить помимо установленного перечня работ по ТО-2.

Рис. 12.4. Прибор для диагностики электрооборудования пожарного автомобиля

После выполнения ТО-2 пожарный автомобиль предъявляется старшему водителю (бригадиру) и начальнику (заместителю) части, которые осматривают, испытывают его пробегом, работой пожарного насоса с открытого водоема и оформляют соответствующую документацию.

По прибытии пожарного автомобиля в пожарную часть он укомплектовывается пожарным оборудованием и включается в боевой расчет.

Сезонное техническое обслуживание (СО). Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды эксплуатации обеспечивается своевременной специальной подготовкой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники. Сезонное техническое обслуживание совмещают с ТО-1 или ТО-2, при этом выполняется объем работ соответствующего технического обслуживания и дополнительно заменяется смазка в соответствии с сезоном. Аккумуляторным батареям производят контрольно-тренировочный цикл заряд-разряд с промывкой батарей. В зависимости от сезона производится или разутепление двигателя, отключение или включение системы дополнительного охлаждения двигателя и обогрева кабин боевого расчета, цистерны и насосного отделения. Промываются емкости для -бензина, пенообразователя и воды.

О проведении ТО-1, ТО-2 и СО делается запись в журнале учета -технического обслуживания автомобиля.

Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются «специальные занятия, на которых изучают подготовку пожарных.автомобилей к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания; способы и средства повышения проходимости пожарного автомобиля, а также эксплуатационные „материалы и нормы их расходования.

При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучают порядок запуска холодного двигателя при низкой температуре; средства, облегчающие запуск холодного двигателя; средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках; меры безопасности при прогреве.двигателя и при обращении с ядовитыми охлаждающими низко-замерзающими жидкостями.

К обучению водителей привлекаются начальствующий состав, старшие водители (бригадиры).

По завершении занятий сдают зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению пожарными автомобилями не допускаются.

К атегория: - Пожарные автомобили

Техническое обслуживание (ТО ) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

Постоянную техническую готовность к использованию;

Надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

Безопасность движения;

Устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;

Установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

Уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

Техническое обслуживание на пожаре (учении);

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

Техническое обслуживание после первой тысячи километров

пробега (по спидометру);

Первое техническое обслуживание (ТО-1);

Второе техническое обслуживание (ТО-2);

Сезонное техническое обслуживание (СО).

Примерный перечень основных операций по видам технического обслуживания приведен в приложении 10.

Для новых типов шасси и импортных пожарных автомобилей могут устанавливаться дополнительные виды технического обслуживания согласно инструкциям заводов-поставщиков и фирм.

Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.

Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом время работы двигателя не должно превышать:

Для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 3 минут;

Для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 5 минут;

Для специальных пожарных автомобилей 7 минут;

Для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 10 минут.

При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным).

При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.

Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося =караулов.

Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектах пожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела (отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС направляется в подразделение ТС, а автомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.

Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность пожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется командиром отделения.

Вывозимое на пожарном автомобиле ПТВ и пожарные рукава должны быть надежно закреплены.

Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.

Командир отделения обязан доложить начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя* в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

* При составлении графика ТО-1 пожарных автомобилей служебное и свободное от дежурства время должно распределяться равномерно между водителями. Водителям, привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха по графику.

Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ.

По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактически выполненные работы.

Старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ, о чем делают запись в журнале учета ТО.

Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде (части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 (приложение 11).

Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.

При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.

Сроки и порядок проведения технического обслуживания ПТВ.

В объектовых подразделениях ТО может проводиться на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками.

Первое и второе технические обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей их конструкций и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания (приложение 12).

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.

Боевое обмундирование предназначено для защиты пожарных от воды, лучистой энергии, химических веществ и травм (от битого стекла, обломков и т.п.). К боевому обмундированию относятся боевая одежда, теплоотражательный костюм, каска, рукавицы и сапоги. Кроме того, в зимнее время обмундирование дополняется ватной курткой с брюками, теплыми рукавицами и вязаным шлемом (подкасник).

Боевое обмундирование должно быть подогнано для каждого бойца и командира пожарной части так, чтобы они имели опрятный и подтянутый внешний вид.

Пригодность боевого обмундирования проверяют внешним осмотром при заступлении на дежурство. Оно должно быть сухим, чистым и исправным. В случае обнаружения неисправностей (надрезы, прожог и т. п.) боевое обмундирование снимают с боевого расчета до приведения его в исправное состояние.

Снаряжение состоит из спасательного пояса, карабина и кобуры с поясным топором.

Техническое состояние спасательного пояса и карабина определяют перед заступлением на боевое дежурство ежедневно внешним осмотром. При обнаружении каких-либо неисправностей снаряжение снимают с боевого расчета до приведения его в исправное состояние. После устранения выявленных неисправностей, а также один раз в год и перед постановкой снаряжения в боевой расчет его подвергают испытанию на прочность. При испытании под нагрузкой спасательный пояс надевают на оправку диаметром не менее 300 мм, застегивают пряжку и карабин с закрытым затвором равномерно загружают усилием 350 кг в течение 5 мин. После снятия нагрузки на спасательном поясе и карабине не должно быть никаких повреждений. Затвор карабина должен свободно без заеданий открываться и закрываться. Карабин, не выдержавший испытания, бракуют.

Спасательную веревку кроме проведения спасательных работ используют для подъема на высоту пожарного инструмента и рукавов.

Один раз в десять дней, а также перед каждым занятием и после применения веревку проверяют внешним осмотром. Она должна быть сухой, чистой, без следов плесени и иметь не более 15X200 мм обрывов нитей.

Перед каждым использованием на пожаре и на занятии веревку проверяют на прочность путем нагрузки массой трех бойцов в течение 1…2 с. При этом после снятия нагрузки веревка не должна иметь остаточного удлинения.

Один раз в 6 мес. веревку испытывают статической нагрузкой с усилием 350 кг в течение 5 мин. После снятия нагрузки веревка не должна иметь внешних повреждений и остаточного удлинения более 5 % ее первоначальной длины. Результаты испытаний и внешнего осмотра веревки заносят в журнал испытаний пожарно-технического вооружения.

Осветительные приборы (фонари) предназначены для освещения пути при передвижении пожарных в затемненных помещениях во время проведения разведки, а также места работы при тушении пожара. Пожарные фонари подразделяются на индивидуальные и групповые.

При смене караула фонари проверяют внешним осмотром. Они должны быть чистыми. Не допускаются окисление клемм аккумулятора и наличие электролита на поверхности корпуса.

Немеханизированный ручной инструмент предусматривает следующие его разновидности: багры, ломы, крюки, топоры.

К немеханизированному ручному инструменту, используемому в пожарной охране, относятся пилы (поперечные и продольные), которые хранят и переносят в чехлах, топоры плотницкие, лопаты (совковая, .штыковая) и набор электрозащитных средств для перерезания электрических проводов.

Техническое состояние ручного немеханизированного инструмента проверяют при смене дежурства. При внешнем осмотре обращают внимание на то, чтобы поверхность инструмента была гладкой, без трещин, пленок, заусенцев, глубоких раковин, окалин и ржавчины. Для предотвращения образования ржавчины ежедневно и после каждого использования инструмента его поверхность протирают сухой тряпкой до блеска,

Никелировать, смазывать или красить наружные поверхности немеханизированного инструмента не разрешается, так как в этом случае они скользят в руках, а на окрашенных поверхностях трудно заметить повреждения.

По мере необходимости осуществляют заточку заостренных частей ручного инструмента, после чего их подвергают термической обработке на длину не менее 60 мм, лезвия топора - 15 мм и прямые концы ломов на глубину 150 мм.

Ломы, багры, крюки изготовляют из стали Ст. 45, полотно топора - из стали Ст. У7.

Ручные пожарные лестницы.

Основным условием безопасной работы на высоте с использованием лестниц является содержание их в технически исправном состоянии. Лестницы, не находящиеся в боевом расчете, хранят на складе в сухих проветренных помещениях. Не допускается попадание прямых солнечных лучей на древесину тетив и ступеней и воздействие теплоты от отопительных приборов. Лестницы на пожарных автомобилях должны быть плотно, уложены и надежно закреплены. При снятии с автомобилей не допускаются их удары о землю.

После работы лестницу следует очистить от грязи и влаги, тщательно осмотреть и при необходимости смазать трущиеся поверхности графитом или мылом. В случае обмерзания лестницы не допускается отбивать лед острым инструментом.

Для выявления возможных неисправностей лестницы систематически контролируют внешним осмотром при смене караула. Кроме того, лестницы испытывают перед постановкой в боевой расчет после ремонта, а также один раз в год. Прочность элементов конструкции лестниц испытывают статической нагрузкой в течение не менее 2 мин на стендах различных конструкций.

Пожарные рукава являются гибкими трубопроводами, которые соединяются в рукавные линии для подачи огнетушащих средств к месту тушения пожаров. В зависимости от назначения рукава подразделяются на всасывающие и напорные.

Техническое обслуживание эксплуатируемых напорных пожарных рукавов включает следующие технологические операции: отмочку (оттаивание), мойку, испытание, сушку, талькирование, сматывание в скатки, а для льняных рукавов также периодическую противогнилостную пропитку.

Испытание рукавов. Различают два вида испытаний всасывающих и напорных рукавов - контрольные и эксплуатационные. Контрольные испытания проводят при получении новых партий, эксплуатационные испытания - после каждого использования рукавов, при их ремонте или после навязки соединительных головок, а также (1 раз в год) в процессе длительного хранения.

Пожарные стволы присоединяются на конце напорных рукавных линий. Они предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также перекрытия потока при прекращении подачи его в очаг пожара